Найти тему

18 ФЕВРАЛЯ. ДЕНЬ АГАФЬИ ДА КОРОВЫ

Агафья… Какая она – рожденная в этот день?! Приглядитесь, тянет всю семью, поит и кормит, не ждет, когда муж или сыновья принесут воды из колодца, сама с ведрами на виду всей деревни тащит, коромысла гнутся, а она ни на кого не пеняет, одни думы у нее – о домочадцах, о хозяйстве.

Сравнивали её крестьяне с коровой. Мол, корова – она бессловесна, лишена человеческой речи. Смотрит своими влажными глазами на мир с любовью. Как будто все её разумение творится на доброте.

Заботы этого дня - пуще глаза беречь коровку-кормилицу, присматривать, стеречь от пришлых людей, посытнее кормить. Хорошая хозяйка не раз на дню в хлев-то сходит, сенца подбросит в ясли, погладит Буренушку. В эти дни - следит особенно, чтобы вымя у Буренки было теплым и мягким, бока, подбрюшье - вычищены.

Раньше в деревне и не увидишь коровы, которую выпускали из хлева, со свалявшимися колтунами на хвосте, с ногами в коровьей жиже. В хлеву место, где корова стояла, всегда пахло свежей соломой.

Растет солнечное время. Агафья всей душой со своей Буренкой. Старается ей угодить. Вот-вот, и начнется отел. Вопрошающе смотрела корова на хозяйку, как бы говоря: «Побудь рядом, мне страшно немножко».

Когда рождался теленок, корова, как и всякая мать на земле, бережно начинала его обихаживать. Она вылизывала свое дитя, с умилением глядела на него, мокрого, беззащитного, пытающегося встать на ноги. В ее влажных глазах светилась одна просьба – не разлучать её с теленком. Рожденная в этот день бабонька понимала, как никто, кормилицу всей семьи. Она прибегала в хлев с теплым пойлом, потчевала коровушку хлебом с солью. Одно было на уме у хозяйки: не подвело бы солнышко, пригрело бы землю, а с нею и народившуюся животинку.

Хозяйка обязательно опрыскивала Буренку святой водой, принесенной из церкви. Потом приносила в хлев большую глубокую сковородку и поджигала на ней пучок пахучих и колючих трав: чертополоха, осота, полыни, коры черемухи. Горько-сладкий дым очищал хлев по народному представлению от темных исполохов-переполохов, давал корове спокойствие, а хозяйке уверенность в обилии молока.