Найти тему
Владимир Гаранкин

БОБ ДЭЙСЛИ – ШЕСТАЯ БАС-ГИТАРА URIAH HEEP. Часть 3

Собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете
Собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете

После предсказуемого ухода из URIAH HEEP в сентябре 1980 года Кена Хенсли некогда грозная группа стала рассыпаться, как карточный домик, и спустя всего лишь несколько месяцев Мик Бокс мог повторить фразу, которую когда-то необдуманно обронил Джерри Брон: «URIAH HEEP – это я!» Тому было простое объяснение: гитарист и один из основателей группы остался в полнейшем одиночестве, и ему предстояло ответить на вопрос классика русской литературы: «Что делать?» После долгих раздумий Мик решил остаться в музыке, сохранив название группы, и стал набирать новый состав.

Оказавшийся не у дел после увольнения из группы Оззи Осборна Ли Керслэйк был первым, с кем связался Мик. Керслэйк не только откликнулся сам на приглашение, но еще и заручился поддержкой Боба Дэйсли, также изъявившего желание попытать счастья в URIAH HEEP. Четвертым участником группы стал клавишник Джон Синклэр, знакомый Боксу по группе HEAVY METAL KIDS, а последнюю вакансию занял вокалист Питер Голби из группы TRAPEZE. Парадоксально, но именно Питеру музыканты группы (за исключением Хенсли) предпочли Джона Сломэна, с которым был записан последний на тот момент студийный альбом Conquest.

В 1981 году URIAH HEEP отправились в увлекательное музыкальное путешествие, чтобы завоевать внимание любителей музыки во всем мире.

В новом составе. Слева направо: Боб Дэйсли (бас-гитара), Мик Бокс (гитары), Питер Голби (вокал), Ли Керслэйк (ударные), Джон Синклэр (клавишные). Фото из открытых источников в Интернете
В новом составе. Слева направо: Боб Дэйсли (бас-гитара), Мик Бокс (гитары), Питер Голби (вокал), Ли Керслэйк (ударные), Джон Синклэр (клавишные). Фото из открытых источников в Интернете

Говоря о том времени, Боб Дэйсли первым делом вспоминает атмосферу, которая царила в URIAH HEEP. Трудно было представить, что группа начинала практически с нуля. Отношения внутри коллектива были теплыми и уважительными. Не было никаких боссов или лидеров, и они просто сочиняли и играли музыку.

Свой первый студийный альбом в новом составе URIAH HEEP записали в октябре – декабре 1981 года. В Великобритании он вышел в марте следующего года, а релиз в Северной Америке припозднился до сентября. Необычно оформленный и столь же необычно названный, он был хорошо принят критикой. Конечно, уже иное время и его нравы, а также резкие перемены в составе (Мик Бокс был единственным, кто принимал участие в записи предыдущего альбома) не могли не сказаться на самой музыке. Звук стал более жестким, лирика времен Хенсли уступила место напористому и резкому звучанию. Из десяти песен четыре были написаны сторонними авторами, и на этом настоял лейбл. Дэйсли до последнего не хотел играть композицию On the Rebound, но все-таки ее удалось включить в альбом. Говорят, что Джон Синклэр использовал свои клавишные для воспроизведения синтезированного баса.

Четырнадцатый (и первый в новом составе) студийный альбом под названием Abominog. Фото из открытых источников в Интернете
Четырнадцатый (и первый в новом составе) студийный альбом под названием Abominog. Фото из открытых источников в Интернете
Люди и тени. С альбома Abominog. Фото из открытых источников в Интернете
Люди и тени. С альбома Abominog. Фото из открытых источников в Интернете

Альбом получил очень хорошую (на мой взгляд, все же не вполне заслуженную) прессу в Штатах, понравился он и Оззи, о чем он лично известил коллег по ремеслу. Вместе с тем звукозаписывающая компания все же не смогла обеспечить альбому необходимую поддержку, и о нем стали потихоньку забывать. Сама группа в это время активно занималась концертной деятельностью.

С января по март 1983 года URIAH HEEP работали над записью своего нового студийного альбома.

Релиз Head First состоялся 5 мая. Альбом был во многом похож на своего предшественника, разве что звучание стало чуть более мягким. Как и на Abominog, несколько песен (три, если быть точным) были написаны другими музыкантами.

Альбом Head First. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Head First. Фото из открытых источников в Интернете
Обратная сторона альбома. Head First оказался последним для URIAH HEEP альбомом, который вышел на лейбле Bronze Records. Фото из открытых источников в Интернете
Обратная сторона альбома. Head First оказался последним для URIAH HEEP альбомом, который вышел на лейбле Bronze Records. Фото из открытых источников в Интернете

После выпуска этого альбома финансовые проблемы Bronze Records достигли апогея. Некогда могущественная империя Джерри Брона пошла ко дну в результате банкротства его авиакомпании Executive Express. Мало того, что URIAH HEEP остались без звукозаписывающей компании, так еще и права на их предыдущий каталог были потеряны. Ко всему прочему, плотный график гастролей в поддержку Head First тяжело сказывался на группе как морально, так и физически.

Что касается группы Оззи Осборна, то она претерпела существенные изменения в своем составе. 19 марта 1982 года во Флориде потерпел аварию легкий самолет. Три человека, находившиеся на его борту, погибли. В их числе был и двадцатипятилетний гитарист Рэнди Роудс. Случилось это во время концертного тура Diary of a Madman. Понятное дело, что тур отложили на пару недель. Оззи впал в депрессию. Бас-гитарист Руди Сарзо и ударник Томми Олдридж также были потрясены гибелью своего коллеги.

Первым кандидатом на вакансию называли Гэри Мура, но с его стороны последовал вежливый отказ. В условиях цейтнота возникла кандидатура Роберта Сарзо – брата бас-гитариста Руди Сарзо, но в итоге образовавшуюся брешь заполнил бывший гитарист проекта GILLAN Берни Торме.

Тур возобновился 1 апреля. Уже с самого начала стало ясно, что Торме со своей ярко выраженной блюзовой манерой не подходит для группы, и после нескольких концертов на его место был рекрутирован Брэд Гиллис из NIGHT RANGER.

В этом составе (Осборн, Сарзо, Олдридж и Гиллис) 26–27 сентября 1982 года группа записала два концертных выступления в Нью-Йорке, итогом чего стал выход на все том же лейбле Jet Records 27 ноября 1982 года концертного альбома Speak of the Devil, полностью состоявшего из песен репертуара BLACK SABBATH.

Время с декабря 1982 года по апрель 1983 года группа провела в двух европейских и одном североамериканском турах в поддержку альбома, в очередной раз удивив публику пестротой своего состава.

В свое первое европейское турне по Европе в декабре группа отправилась уже без Сарзо (он вернулся в QUIET RIOT). Его место занял гитарист UFO Пит Уэй. Также к группе примкнул клавишник Линдси Бриджуотер, который участвовал в записи первых двух студийных альбомов Оззи как приглашенный музыкант. Группа отыграла семь концертов в Европе, после чего ее ряды покинули Уэй и Гиллис (последний вернулся в NIGHT RANGER).

После рождественских каникул группа в очередной раз предстала в обновленном составе. Ее ряды пополнили басист Дон Коста и гитарист Джейк И. Ли, а вскоре после этого состоялась и замена клавишника. Бриджуотера сменил Дон Эйри, уже выступавший с Осборном в 1981 и 1982 годах.

Возвращение в Америку получилось скандальным, когда концерт 12 февраля в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, был отменен из-за выступлений общественности по этическим и религиозным соображениям. То же самое случилось и в городке Грин-Бэй, штат Висконсин.

Концертный график в целом удалось все же выдержать. Впереди у музыкантов было выступление на крупном фестивале в мае в Сан-Бернардино, штат Калифорния.

Как раз в это время Бобу Дэйсли позвонил Оззи с предложением присоединиться к нему для записи нового студийного альбома. В ситуации полной неопределенности с URIAH HEEP и при наличии материальных проблем, которые Боб намеревался решить с помощью четы Осборн, раз уже оказавшей ему помощь в тяжбе с Доном Арденом годом ранее, Боб Дэйсли принял приглашение Оззи. Как говорит история, прежде чем окончательно решиться на это, Дэйсли разговаривал c Керслэйком, и тот дал добро на возвращение к тем, кто его и Боба уже однажды обманул. О том, что в возвращении Дэйсли к Оззи большое (если не решающее значение) сыграли именно деньги, не знает разве что ленивый. Называлась сумма порядка 50 000 долларов. Фактически Боб вернулся уже во многом иную группу, игравшая другую музыку, которую определили как синтезированный поп-метал.

В этом составе был записан третий студийный альбом под названием Bark at the Moon. Слева направо: Джейк И. Ли (гитара), Боб Дэйсли (бас-гитара), Оззи Осборн (вокал), Томми Олдридж (ударные), Дон Эйри (клавишные). Фото из открытых источников в Интернете
В этом составе был записан третий студийный альбом под названием Bark at the Moon. Слева направо: Джейк И. Ли (гитара), Боб Дэйсли (бас-гитара), Оззи Осборн (вокал), Томми Олдридж (ударные), Дон Эйри (клавишные). Фото из открытых источников в Интернете

В составе Осборн, Дэйсли, Ли, Олдридж и Эйри группа выступила на фестивале в Калифорнии перед полумиллионной аудиторией. Для Дэйсли это было серьезным испытанием, так как он прилетел в Лос-Анджелес за пару дней до концерта, и прямо из аэропорта его забрали на репетицию. Жесткий цейтнот наложился на смену часовых поясов, но в итоге все прошло лучше, чем можно было ожидать.

Работа над материалом для третьего студийного альбома началась уже в мае главным образом силами Боба Дэйсли и Джейка И. Ли, а к его записи музыканты приступили в августе и закончили ее в начале октября. По словам Дэйсли, во время работы над ним он частенько вспоминал Ли Керслэйка, которого ему не хватало. Кстати, Томми Олдридж, которого так хотел видеть в составе группы Оззи Осборн, вскоре оставил ее ряды после записи единственного альбома, и на смену ему пришел Кэрмин Эппайс.

Альбом, получивший название Bark at the Moon, вышел на лейбле Epic Records 15 ноября 1983 года. Он получил золотой статус в Америке, где только за первые несколько недель было продано более 500 тысяч пластинок.

Альбом Bark at the Moon. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Bark at the Moon. Фото из открытых источников в Интернете

После выхода Bark at the Moon группа вновь вошла в плотный гастрольный график с концертами по всему миру. После завершения европейской части турне Эппайс впал в немилость Шэрон Осборн. Ему пришлось оставить группу, и к Оззи вернулся Олдридж. Музыканты смогли взять передышку только в начале 1985 года. Выступление в Рио-де-Жанейро 19 января оказалось последним для Олдриджа и Эйри в составе группы Осборна, которая, похоже, вступала в очередную комбинацию черных и белых полос.

Для группы Оззи Осборна действительно наступили непростые времена, а сам Великий и Ужасный угодил в центр Бетти Форд для прохождения курса реабилитации и лечения от наркотической и алкогольной зависимости. Трудно сказать, что привело туда Оззи. Говорят, что первым вопросом Оззи по прибытии туда был: «Где тут у вас бар?» Впрочем, пребывание в центре мало повлияло на Осборна. После выхода из центра он по-прежнему частенько прикладывался к бутылке и покуривал травку, что фактически выводило его из рабочего состояния.

Тем временем Боб Дэйсли и Джейк И. Ли исправно делали свое дело и готовили материал для нового студийного альбома в компании самых разных ударников, которые просто поддерживали ритм. Отношения между Бобом и Оззи накалялись еще и потому, что музыкантов поджимали сроки подготовки очередного студийного альбома, а Оззи в своем полуобморочном состоянии, до которого он доводил себя с помощью алкоголя и наркотиков, был абсолютно не готов к работе.

В записи демонстрационного материала принимал участие будущий барабанщик Y&T и MEGADETH Джимми Деграссо, но он выбыл из процесса после того, как Осборн воссоединился с BLACK SABBATH летом 1985 года для участия в благотворительном концерте Live Aid, который организовали Боб Гелдоф и Мидж Юр.

Вскоре после этого в один прекрасный день Оззи позвонил Бобу и сказал, что им не стоит больше работать вместе. Осборн был зол и на Джейка. Гитарист посчитал, что ему недоплатили за работу над альбомом Bark at the Moon (знакомая картина!), и настаивал на новом контракте, в котором все должно быть расписано до мелочей. Впрочем, до разрыва отношений с Ли на этот раз дело не дошло. Что же касается вакансии бас-гитариста, то она была заполнена Филом Суссэном, а место за ударной установкой после ухода Деграссо занял Рэнди Кастилло.

Боб Дэйсли покинул группу Оззи Осборна во второй раз.

Впрочем, Оззи не заставил себя ждать. Где-то через месяц он объявился и с ходу попросил Боба помочь ему с написанием песен. Дэйсли согласился. Разумеется, за деньги. Работал он дома и отвозил готовый материал Осборну. Помогал и с музыкой. То, что писал Боб, нравилось Осборну, однако на выходе материал не понравился ни тому, ни другому. По мнению Дэйсли, медвежью услугу им оказал и продюсер Рон Невисон, который, несмотря на свою известность, не отработал так, как требовала его репутация. Сам Осборн считает альбом своей худшей студийной работой.

Четвертый студийный альбом группы вышел на лейбле Epic Records 22 февраля 1986 года.

Четвертый студийный альбом получил название The Ultimate Sin. Фото из открытых источников в Интернете
Четвертый студийный альбом получил название The Ultimate Sin. Фото из открытых источников в Интернете

Рабочее название альбома Killer of Giants в последний момент было заменено на The Ultimate Sin. Яркое оформление в стиле фильма ужасов The Thing 1982 года режиссера Джона Карпентера осталось за художником Борисом Валлехо. Несмотря на низкую оценку альбома и Оззи, и Боба, его ждал коммерческий успех.

Еще до официального выхода альбома группа укатила в мировое турне, которое продолжалось более года и завершилось 23 февраля выступлением в Лос-Анджелесе. На время выступления в туре клавишника Майка Морэна, который принимал участие в записи альбома в качестве приглашенного музыканта, заменил знакомый нам по совместной с Дэйсли работе в URIAH HEEP Джон Синклэр.

А вот для двух других музыкантов группы дни пребывания в ее рядах были сочтены. Жена Осборна и менеджер группы Шэрон известила Суссэна и Ли о том, что Оззи Осборн более не нуждается в их услугах.

Место бас-гитариста в очередной раз стало вакантным.

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Боб Дэйсли # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #