Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!
Речь пойдет об объектах культуры, которые на первый взгляд кажутся достойными внимания и даже интересными, а на поверку выходит совсем наоборот.
Сегодня я вновь возвращаюсь к теме, часто поднимаемой в последнее время – к, так называемому, частному «музею Бенуа» на 3-ей линии Васильевского острова и его владельцам. Только теперь посмотрим на эту тему немного с другой стороны: соответствия истинного качества предлагаемого контента, его репутации, созданной посетителями, журналистами и самими владельцами. Как вы понимаете, репутация разная, подчас противоположная, в зависимости от того, от кого она исходит. С одной стороны – это пышная реклама от хозяйки «музея» А. Мурзиной, не скупящейся на пафосные эпитеты, где желаемое выдается за действительное вплоть до (как бы это помягче?) сознательного введения в заблуждение. И как следствие – отзывы людей, принимающих это за чистую монету, не особо взыскательных и разбирающихся, к тому же наивных, со старой внутренней установкой - верить, что, если сказано «стулья из дворца», значит так оно и есть. Именно на такого посетителя и сделана ставка в этом «музее». И завершают категорию маркетологов этого продукта – «блогеры», пишущие о «музее» восторженные тексты, судя по всему, оплачиваемые также А. Мурзиной. Иначе не объяснить, как можно выкладывать в инфополе непроверенные данные, основанные только на словах владелицы «музея», к тому же, повторенные слово в слово.
Но, как и следовало ожидать, не остались в стороне и те, у кого эта «ярмарка тщеславия» и профанация музейного дела вызывают искреннее возмущение и нежелание с этим мириться. В конце концов, Петербург наш дом и во многом от нас зависит, каким он будет. Вследствие чего, были написаны и опубликованы на различных интернет-сайтах многочисленные критические статьи, вызвавшие огромное количество откликов и комментариев. И, как обычно бывает, в этом потоке ответной информации стали все чаще и чаще всплывать совсем уже нелицеприятные факты (довольно неожиданные, надо заметить, и не имеющие к культуре и искусству никакого отношения). Но об этом чуть позже. А сейчас, все-таки, вкратце о том, что же заставляет людей, разбирающихся в истории и искусстве и неравнодушных к имиджу и достоинству родного города, реагировать на то, какими средствами (во всех смыслах этого слова) владельцы «музея» пытаются заработать статус «музейной единицы» культурного сообщества Петербурга. Когда мы идем за «пищей духовной» в заведения культуры – музеи, театры, на концерты, на выставки, то рассчитываем получить новые знания, восторг, наслаждение от прикосновения к прекрасному. Когда же, попадаешь в такое «культурное заведение» как пресловутый «музей Бенуа», то в результате получаешь болезни «духовные» – разочарование и крайне неприятное ощущение, что тебя обманули, посчитали за невежественного дурачка, который ничего не поймет и не заметит. Уже много написано о том, какая профанация музейного дела и беспардонная фальсификация творится в этом «музее». Небольшое количество картин и предметов, заслуживающих внимания, можно пересчитать по пальцам, остальная же «экспозиция музея» представляет из себя некий «музейный антураж», состоящий из картин современных родственников, кучи мелочей и мебели неизвестного происхождения, выдаваемой за подлинную, якобы, сохраненную родственниками (хотя доподлинно известно, что практически никакой мебели принадлежавшей Л.Н.Бенуа, с тех времен не осталось). Это и катастрофический непрофессионализм «хозяйки» в роли «экскурсовода», где, кроме выученных до автоматизма «экскурсий по музею», живые лекции – это путанная речь и полное неумение работать с информацией. Это и постоянное педалирование темы о том, что она - прапрарправнучка Л.Н.Бенуа, «наследница знаменитого рода», «хранительница великой династии» и так далее. Это и ее, не понятно на чем основанное, самомнение о себе как об «искусствоведе», «талантливом музыканте и художнике» с навязчивой демонстрацией своих «работ», развешанных на стенах коридора и «мастерства» игры на арфе (на уровне разучивания домашнего задания в начальной музыкальной школе). Это и совместные сомнительные мероприятия с организациями, весьма напоминающими тоталитарную духовную секту, и уже совсем за гранью понимания – публичное исполнение самой А. Мурзиной, которая, к слову сказать, уже давно пенсионного возраста, танцев живота прямо в интерьерах «музея», посвященного своему знаменитому предку. В общем, в части «музея» и всего что в нем происходит – «пища духовная» весьма сомнительного качества.
Но, постараемся быть объективными (хотя, с учетом вышесказанного, это не просто). Все это относится к «инициативам» и персональному позиционированию себя и своего заведения хозяйкой «музея». Но, кроме «игры в музей» есть и другой «вид деятельности» - это предоставление в аренду своего камерного зала музыкантам и другим исполнителям, которые выступают здесь с концертами. И, нужно откровенно признать, бывают исполнители высокого уровня и статуса. Не всегда, конечно, но когда случается, то интересно посетить. К самому «музею Бенуа» эти концерты отношения не имеют (и слава богу). Исполнители, во-первых, просто пользуются площадкой и возможностью выступить перед публикой. Во-вторых, доверяя тому имиджу заведения, который усиленно проталкивается А. Мурзиной (в прямом смысле – правдами и неправдами), считают вполне приемлемым там находиться. Это и понятно, ведь, все мы, особенно старшее поколение, привыкли на подсознательном уровне доверять культурным заведениям – музеям, театрам, выставочным залам, филармониям и так далее. Мы изначально не подвергаем сомнению подлинность того, что нам предлагают посмотреть или послушать. И если со спектаклем, концертом или выставкой художника все проще и можно разобраться самому – бездарно играют, плохо рисуют, то в том случае, когда вам изощренно и вдохновенно врут – все сложнее. В конце концов, далеко не каждый из нас доктор исторических наук, художник, музыкант или специалист по мебели и интерьерам начала ХХ века. Тут очень просто попасть впросак. Как я уже заметила, на то и расчет. «Музей» однозначно ориентирован на посетителя, который с готовностью верит «на слово» всему, что ему говорят. И единственный, пожалуй, способ бороться с этим – максимально широкая огласка. Чтобы люди изначально знали и понимали, что их ждет в этом «музее», а именно - профанация и фальсификация, густо замешанная на непомерных амбициях и самолюбовании «хозяйки музея», который, даже с большой натяжкой, музеем назвать сложно.
А теперь о приземленном, о том, что до недавнего времени тщательно скрывалось владельцами, но, вследствие выноса темы «музея» в информационное поле и активного обсуждения, стало явным (как все тайное) и многократно подтвержденным. Это информация, которая сегодня довольно широко обсуждается в культурном бомонде Петербурга. Причиной ее появления послужило независимое журналистское расследование, проведенное группой журналистов, взявшихся проверить настойчиво всплывающие, без преувеличения – шокирующие данные. Так как расследование пока не обнародовано, передавать подробности преждевременно, но даже то, что можно сказать сейчас «в общих чертах», думаю, произведет на вас впечатление. На этом фоне все минусы «музея», включая подложные артефакты и мнимые творческие и искусствоведческие «способности» А. Мурзиной, просто меркнут, потому как это всего лишь вершина айсберга, так сказать, его «видимая часть». А вот «подводная часть» неожиданно оказалась куда как неприятнее.
Как, наверное, вы уже догадались, все дело в «деньгах». Началось все с простого вопроса – откуда у семейства Мурзиных такие колоссальные средства на выкуп огромной коммуналки, на фантастически дорогой ремонт, на старинную мебель и предметы интерьера, на расчеты с артистами? В списке «российских олигархов» они не числятся, «заводами-пароходами» или крупным бизнесом не владеют и никогда не владели. Откуда такие финансы? А. Мурзиной неоднократно задавали такой вопрос напрямую и она всегда бормотала что-то невнятное про «помощь родственников» или уходила от ответа. Ну что ж. Ответы появились вне зависимости от ее желания. Если вкратце, то по результатам расследования можно уверенно заявить о том, что весь этот «музей Бенуа» изначально создан и продолжает существовать на средства, полученные от незаконной финансовой деятельности супруга «хозяйки, наследницы и хранительницы». Это теневой оборот денежных средств и доходов, полученных преступным путем, с целью их легализации (отмывания) и обналичивания. Именно этим и ничем больше незаметный глава семейства занимался и занимается всю свою сознательную жизнь. Учитывая серьезность и ответственность такого заявления, заверяю, что журналистское расследование основывалось на тщательно проверяемых и подтвержденных сведениях и фактах.
Сейчас, на фоне сложной внутренней и внешней обстановки в стране усилилась борьба с незаконным оборотом нелегальных денежных средств. В СМИ регулярно появляются сообщения об арестах тех или иных «подпольных финансистов». Главе семейства О. Мурзину удавалось годами ходить по тонкому льду, но недавно «что-то для него пошло не так» и этот лед под ним затрещал. Так что, в скором времени, будут выясняться все новые и новые факты и обстоятельства жизни «благородного семейства» и, кстати, источники средств для создания и содержания частного «музея».
И, в довершение всего, выяснилось еще и то, что г-да Мурзины имеют привычку брать в долг и не возвращать крупные суммы денег, ссылаясь на свое «бедственное финансовое положение». Вследствие чего, скоро станут «героями» громких судебных процессов, которые развеют все сомнения.
Вот такие новости о заведении, которое, мало того, что несостоятельно как «музей» (что уже даже не так важно в свете новых открывшихся обстоятельств), но, как оказалось, создано и функционирует на криминальные деньги. Это ужасает и возмущает больше всего