Найти тему

Зачем нужен психолог

В последнее время возрос интерес людей к разного рода психологическим феноменам. Популярны книги и статьи о том, как понять, принять и полюбить себя, добиться успеха, наладить отношения с близкими, «прокачать» свои умения и навыки. По большому счету, думающий человек во все времена задавался вопросами, кто я такой, куда и для чего я иду, в чем смысл существования.

Безусловно, чтение и саморазвитие расширяет кругозор человека, может изменить некоторые взгляды на вещи, заставить о чем-то задуматься. Для чего тогда ходить к психологу, и вообще, всем ли это нужно?

Очень часто мои клиенты, принявшие решение обратиться за помощью, говорят о том, что много читают статей по психологии, посещают форумы, занимаются так называемым «самоанализом». Однако, каких-то существенных изменений в своей жизни часто не наблюдают. Подобное самообразование дает ощущение, что проблемы, которые они могут испытывать, встречаются и у других людей.

Давайте разберемся, что же может получать человек, обратившийся за помощью к специалисту, в процессе консультирования и психотерапии?

Прежде всего процесс взаимодействия консультанта (психолога, психотерапевта) и клиента (пациента) происходит в так называемом терапевтическом пространстве. Это означает, что, во-первых, оговаривается место и время для такой взаимной работы. В это время человек, обратившийся за помощью, имеет возможность исследовать себя, свой внутренний мир, свои отношения с другими людьми в процессе коммуникации со специалистом, который попытается по мере своей профессиональной подготовки создать для клиента условия для максимально комфортного выражения своих мыслей, чувств и эмоций.

В нашей культуре принято обращаться к друзьям, родственникам для того, чтобы выговориться, «облегчить душу», а иногда и просто к посторонним (попутчикам, коллегам и т.д.).

Дает ли это определенный психотерапевтический эффект?

Безусловно! В процессе проговаривания своих переживаний происходит своеобразная «вентиляция эмоций», в результате чего снижается интенсивность психического напряжения. Кроме того, в разговоре с другом можно получить поддержку и понимание, а если у друга был опыт преодоления подобной ситуации, он поделится с Вами чудесным рецептом избавления от страданий.

В некоторых случаях такой способ психологической разрядки бывает полезным, но здесь есть и другая сторона медали.

Во-первых, друг, а тем более родственник, не всегда сможет достаточно объективно оценить произошедшую с Вами ситуацию, так как он состоит с Вами в значимых, эмоционально окрашенных отношениях, а, следовательно, тоже вовлечен в ситуацию.

Во-вторых, часто советы типа «не расстраивайся из-за ерунды», «или я бы на твоем месте…», не приносят настоящего осознания произошедшего, обесценивают  переживания человека, или направляют его на путь, который для него может оказаться неподходящим. Кроме того, друг часто принимает сторону говорящего, совершенно не принимая во внимание мысли, чувства и мотивы  других участников взаимодействия, на которых может жаловаться человек. Например, когда женщина жалуется своей подруге на своего мужа, в большинстве случаев подруга поддержит сторону и точку зрения своей подруги. В противном случае это может закончиться ссорой между ними.

В процессе работы с психологом (психотерапевтом) все происходит несколько иначе. Специалист тоже оказывает эмоциональную поддержку, но вместе с тем помогает клиенту разобраться в своих чувствах и отношении к сложившейся ситуации. Очень часто сформулировать эти чувства оказывается непросто, особенно, если эти чувства противоречивы (например, люблю и злюсь одновременно), или социально неприемлемы для человека (гнев, раздражение, стыд и др.).

Другим очень важным фокусом внимания в процессе консультирования является исследование особенностей личности и опыта клиента (пациента), опираясь на который, можно выявить ресурсы для разрешения жизненных трудностей и преодоления неприятной ситуации. Психолог обычно не дает советов и не предлагает конкретных решений, однако задает специальные вопросы, задумавшись над которыми, человек может увидеть свою ситуацию под другим углом зрения.

Очень важно в процессе консультирования помочь человеку сформулировать запрос, то есть то, что он действительно хочет получить в процессе терапии. Такая постановка цели (запроса) значительно облегчает работу, так как позволяет выделить главное и дает представление о том, какие изменения происходят в нужном направлении.

Иногда люди беспокоятся о том, что не знают, как построить свой диалог со специалистом, на чем следует сделать акцент. Специалист поможет начать разговор, задавая определенные вопросы, поможет структурировать мысли и выразить чувства. Кроме того, в процессе консультации, психолог обязательно даст Вам обратную связь о том, сможет ли он быть Вам полезен, и как будет строиться дальнейшая работа. Иногда бывают случаи, когда психолог может рекомендовать пройти дополнительных специалистов для уточнения диагноза.

В общем виде каждую сессию (консультацию) можно разделить на следующие этапы:

  • Вводная часть: знакомство, установление контакта, прояснение запроса клиента (пациента);
  • Основная часть: этап работы с проблемой, поиск выхода из сложной жизненной ситуации; выявление внешних и внутренних ресурсов, трудностей и ограничений, мешающих человеку решит проблему;
  • Завершение: подведение итогов встречи, согласование планов на будущую работу (если это необходимо).

В заключение хочется сказать о том, что психолог – это специалист, имеющий профессиональную подготовку (высшее психологическое образование), который работает в большинстве случаев со здоровыми людьми. Не следует переживать о том, что если Вы идете к психологу, то с Вами что-то не в порядке. Затруднения в жизни бывают у всех, но быстрее, легче и безопаснее для себя и окружающих не накапливать проблемы, а решать их по мере необходимости.

Олеся Карандасова, клинический психолог, семейный терапевт, автор материала.

Revomed.ru - сервис дистанционных консультаций с проверенными врачами, по вопросам репродуктивного и психологического здоровья женщин.