С владельцем холдинга «Русский Стандарт» беседовала специально для "Лилит" Алла Оболевич, Москва-Рига
Наглость. Когда ему было семь лет и он жил с мамой в маленьком татарском городке Мензелинске, он уже точно знал, что когда-нибудь будет жить в большом городе и станет там «королем». С групповой фотографии первоклашек только один мальчик смотрит на нас с видом Наполеона. Это Рустам.
Талант. Прошло 20 лет, и его бизнес начался с того, что он простоял пять часов под дверью московского чиновника, которого хотел уговорить размещать иностранцев в гостинице «Россия». Был 1989 год. И он убедил. Это за день принесло ему 5000 долларов.
Богатство. Мама. Интеллигентная женщина, посвятившая свою жизнь карьере и сыну (с отцом не сложилось). Она рано заметила любопытство Рустама и стала просто оставлять на столе разные умные книжки. И художественные, и познавательные. Несмотря на то, что Рустаму мамы в детстве очень не хватало (никакие няни не могли ее заменить), он страшно ею гордился (она была видным человеком в городе, работала в райкоме, в газете, преподавала в техникуме и была кем-то вроде крестной матери большого семейного клана). Когда Рустам вытворял что-нибудь непотребное, она ему говорила:
«Я не думаю, что это было умное решение».
Самым страшным страхом было для него - огорчить маму.
Отступление. Деньги. «Меня девчонки часто спрашивают: «Рустам, ну отчего деньги к тебе просто липнут?» – «А оттого, что им у меня хорошо, -- отвечаю я полушутя. – Им у меня тепло, уютно и безопасно. Им у меня хорошо размножаться». Для меня деньги с детства – как одушевленные существа. Я с ними разговариваю...»
Наглость. Как-то на заре капитализма Рустам пришел к представителям фирмы Martini и сказал: «Хотите, я продам вашего мартини за три месяца столько, сколько вы продаете здесь за год? Но взамен – обещайте мне эксклюзивный контракт». Итальянцы задохнулись от такой наглости, но он его получил!
Талант. А еще у него была очень успешная фирма по торговле конфетами Ferrero и «киндер-сюрпризами». «Как бы пополам» с итальянским другом, назовем его Марио Росси, поставщиком. Когда дела пошли совсем хорошо и Рустам стал не нужен, синьор Росси объяснил ему про «90%-е итальянские налоги», выплатил 10% из заработанных денег и сообщил, что «противоречия стали непреодолимыми, кто-то должен уйти». Понятно, кто. Рустам собрал свои пожитки в полиэтиленовый мешочек и ушел из фирмы, бизнес которой создавал два года.
«Я не держу на него зла. У каждого в жизни должен быть свой Марио Росси. Он многому меня научил. Например, такому: «Даже если твой дом зашатался, всегда должна быть одна стена, за которую можно ухватиться». Это так он меня сдерживал от излишних рисков. Или еще: «Недостаточно заработать много денег. Надо, чтобы эти деньги тебе простили другие». В том, что я такой, какой есть, я многим обязан Марио. А потом – существует закон: чужое твоим не становится. Эта фирма была по духу моя, и когда я ушел, от него ушло и Ferrero. Но нет, увы, не ко мне».
Богатство. Сегодня холдинг Рустама Тарико «Русский Стандарт» держит примерно треть российского рынка алкоголя высокого класса, завозя с запада шампанское, виски, вермуты, ликеры, вино и джин.
Отступление. Привычки. «Если бы я мог не пить совсем, я бы не пил. Когда в воскресенье вечером я встречаюсь с друзьями за ужином, то в понедельник понимаю: если бы я вместо этого играл в теннис, то задачки, которые я считаю, считал бы быстрее. Другое дело – стал ли бы я от этого счастливее? Вряд ли. Поэтому и выпиваю иногда».
Продолжение следует, подпишись на наш канал!
(с) "Лилит" * Фото: peoples.ru