Найти тему
Декор и рукоделие

"Копилка народных премудростей". 18 февраля.

Здравствуйте!

18 февраля – Агафья Коровница, Голодуха

День получил свое название в честь святой Агафьи – христианской мученицы, которая жила в 3 веке при императоре Декии. Святая Агафья родилась на Сицилии в городе Катания в состоятельной семье. При жизни она подверглась пыткам и гонениям за веру.

Святая мученица Агафия. Фото из интернета
Святая мученица Агафия. Фото из интернета

Как утверждает легенда, многие сватались к красавице и мечтали заполучить ее в жены. Особый интерес к девушке проявил местный префект Квинтиан. Он пытался переубедить Агафью в вере, соблазнить роскошью и ласками. Однако, она отвергла все его предложения, вознамерившись посвятить свою жизнь Богу. Когда римский император Декий издал указ о преследовании христиан, мужчина начал угрожать Агафье и инициировал судебный процесс, после которого девушку приговорили к тяжелым пыткам. Но в первую же ночь после мучений к Агафье пришел апостол Петр и залечил все раны. После этого пытки над девушкой продолжили с новой силой.

Святая мученица Агафия. Фото из интернета
Святая мученица Агафия. Фото из интернета

И по преданию, вдруг землетрясение постигло всю область. Жители Катании в ужасе бросились в преторий и стали угрожать префекту, что сожгут его, если он не отпустит святую мученицу – виновницу возмездия Божия. Пытку остановили, и Агафию вновь отправили в темницу. Несмотря на все мучения, девушка не отказалась ни от своих моральных принципов, ни от веры.

Она помолилась Господу, давшему ей силы перенести мучения, и попросила увидеть славу Его Лика, а затем предала Ему душу.
Узнав об этом, жители города поспешили к тюрьме, неся миро и благовония, и устроили похороны. В тот момент, когда они клали тело мученицы Агафии в порфирную гробницу, появился Ангел Хранитель святой в виде прекрасного юноши в сопровождении сотни детей в белой одежде. Он положил на могилу мраморную плиту с надписью: «Святая преданная душа. Честь Богу. Защитница родины». Затем он исчез.

На следующий год в день смерти святой мученицы вулкан Этна начал извергаться, и поток лавы грозил уничтожить Катанию. Тогда и язычники бросились вместе с христианами к могиле мученицы. Взяв лежавшее на могиле покрывало, они заградились им, словно щитом, от огненной реки, которая тут же остановилась. Это чудо не раз повторялось в последующие века, именно поэтому святой Агафии горячо молятся как защитнице города Катании.

С тех пор ее почитают как защитницу от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий. В церкви в день ее памяти обычно освящают хлеб с солью. И в случае пожара, чтобы огонь ушел подальше, их бросали в пламя или в поле. Данная традиция сформировалась на Сицилии и была перенята на Руси.

И естественно, у наших предков на этот день было запасено множество народных традиций, обрядов и ритуалов, которые они старательно соблюдали.

Святая мученица Агафья считалась в народе также покровительницей жилища, имущества и домашнего скота, помогая хозяйкам беречь главных кормилиц деревенской семьи – коров. В отличии от других животных, коровам и лошадям – основным помощникам деревенских жителей, давались индивидуальные, зачастую ласкательные имена. Корове посвящено множество поговорок, пословиц и сказок. Поэтому 18 февраля в старые времена наши предки молились святой мученице Агафье о здоровье домашних животных и просили уберечь крупный рогатый скот от сглаза и порчи.

Конец февраля для крестьян был сложным периодом. Корма и хлеб к этому времени заканчивались. Из-за этого факта было у 18 февраля и еще одно народное название – Голодуха. Понятное дело, летом и осенью для крестьян вопрос защиты домашних животных остро не стоял. Тепло и обилие кормов на лугах естественным образом обеспечивали их нормальную жизнедеятельность. А вот в конце февраля, «когда крестьянам не только сено для корма, но и солому приходилось экономить» вопрос о «помощи и покровительстве свыше» становился очень даже актуальным. К тому же, в это время от истощения и болезней вымирали целые крестьянские стада. И наши суеверные предки связывали эти события с появлениям в деревнях «Коровьей смерти». Говорили, что это злобное существо появилось на земле в образе старухи аккурат на Агафью Коровницу. И чтобы отогнать от скота «Коровью смерть», хозяйки в этот день, помолясь святой мученице, убирали хлев в лаптях, измазанных дегтем, окуривали его чертополохом, выставляя в дверях осиновые деревца, вырванные с корнем. С этой же целью вешали на коровьи рога куски хлеба, а также поили скот освященной водой. А вот убирать в хлеву обычным способом наши предки не рекомендовали. И уж тем более в этот день запрещалось бить корову. Считали, что у нее тогда может пропасть навсегда молоко. А чтобы «кормилица» пережила это неблагоприятное время, в этот день старались как можно лучше ее кормить.

Была и еще одна, странная для наших дней, традиция:

Частенько в ночь на Агафью усердные бабы совершали обряд опахивания деревни. Для чего впрягали в соху с хомутом, но без шлеи одну из местных вдов, идя рядом босиком, в одних рубахах, выкрикивая заклинания и что есть силы колотя в сковороды и печные заслонки.
Мужикам в это время строго настрого запрещалось покидать дома, собак, даже самых послушных, на привязи держали, а скотину надежно запирали в хлеву. Ведь попадись навстречу шумному бабьему шествию животное или человек – забивали участницы обряда бедолагу до смерти, полагая, что это сама Коровья смерть, сменив обличье, им под руку попалась. Что говорить – жестокий обычай, но ведь и ставка высока: «Русский крестьянин скотиной жив, а коль корова во дворе, то и харч на столе».

В разных источниках мне встречалось и немного другие версии данного обряда. Например, в некоторых регионах с собой женщины брали петуха, собаку и кошку. Во время шествия участницы выкрикивали:

«Коровья смерть не губи нашу скотину. Мы зароем тебя в землю с кошкой, собакой и кочетом».

По окончании обхода животных закапывали за пределами селения.

В других регионах, одна из женщин обязательно должна была «ехать» на помеле, а все остальные несли веники для бани, но без листьев, липовые чурки, горшочки с горячими угольками, а также пучки лучины. При этом опахивание сопровождалось криками:

«Дух злой, буренушек убивающий, послушай наше веление: изыди из нашего селения. Мы тебя кочергами забьем, веником заметем, углями закидаем, сковородками запугаем. Будешь бежать отсюда бегом, забудешь, где наш дом».

В любом случае, люди верили, что после этого ритуала Коровья смерть не проникнет на территорию, очерченную с помощью сохи магическим кругом и, соответственно, уже не сможет попасть в село и навредить животным. По поверьям, тогда она уходила в лес, где бродила до весны, ожидая, когда скотину выгонят на выпас, чтобы опять пробраться к людям. Но если и в этот раз не удавалось добраться до скотины, то она уходила в лес или степь, где искала себе другую поживу.

Обряд опахивания деревни. Фото из интернета
Обряд опахивания деревни. Фото из интернета

А вот следующие два поверья, дошедшие практически до наших дней, как раз-таки, вытекают из описанного выше обряда. Например, считается, что 18 февраля мужчинам-хозяевам нельзя покидать дом. В противном случае, на него могут навалиться беды и болезни. Или, например, то, что в день почтения Агафьи Коровницы нельзя снимать с привязи даже самую верную и послушную собаку. Поверье утверждает, что в животное может вселиться пресловутая «Коровья смерть». И таким образом, собака принесет гибель в хлев.

На Руси верили, что, если в доме была корова, ожидающая теленка, женщинам нельзя браться за рукоделие в этот день. Считали, что нарушение этого запрета приведет к гибели животного во время родов. Когда же возникала срочная необходимость что-то зашить, то женщина перед тем, как штопать, должна была трижды сплюнуть через левое плечо.

На этот день также существовал строгий запрет кормить молоком ребенка, которому не исполнился год. Считали, что если вдруг на буренку в это время напала «Коровья смерть», то она может передаться с молоком и малышу, который, в свою очередь, еще очень слаб, чтобы справиться с нею, что чревато серьезными хворями.

А поскольку к этому времени съестные запасы у большинства крестьян подходили к концу, возникала необходимость идти на рынок, чтобы их пополнить. Но и цены становились высокими, и, чтобы продавец пошел на уступки и снизил стоимость товара, перед выходом из дома люди проводили магический ритуал. Под порог дома клали монетку и говорили:

«Ты тут сиди, своих братьев и сестер отпусти. Чтобы они со мной прогулялись, да к тебе снова возвращались».

После возвращения с рынка монетку вытаскивали и клали обратно к другим деньгам. Поэтому, если вы запланировали на ближайший день крупные траты, или хотите увеличить свой финансовый достаток, можно провести следующий обряд:

Утром, 18 февраля выходя из дома, нужно положить под коврик входной двери, монетку. Сопровождая словами: "Здесь лежи и братьев жди. Я домой приду – тебе друзей принесу". Когда вечером вернётесь домой, заберите монетку из-под коврика и положите к себе в кошелёк. Считается, что она будет притягивать к себе деньги.

Также в этот день было принято поминать покойных членов семьи. Поэтому желательно съездить на кладбище, если есть такая возможность. Проводить генеральную уборку на могиле не обязательно – важно показать, что вы не забыли об ушедших. Хорошо будет и устроить небольшие поминки дома. В некоторых семьях во время ужина ставили лишний столовый прибор, а также рюмку со спиртным, которую позже должен был выпить глава семейства. За едой обычно вспоминали усопших родственников.

Фото из интернета
Фото из интернета

Не лишним будет и помолиться за их души в храме. Особенно усердно следует молиться за тех, кто умер насильственной смертью. Как считают в народе, если в этот день забыть о предках, «они начнут во снах приходить и корить за забывчивость».

Для крепкого здоровья наши предки советовали съедать в этот день корочку черствого хлеба.

Запрещено на Агафью Коровницу отказывать в помощи бездомным и нуждающимся. Иначе сам окажешься в их положении. Сегодня было принято их покормить, давать милостыню и, по возможности, кров.

Подстригать волосы незамужним девушкам и холостым парням в этот день также было запрещено. По примете, весь год тогда в одиночестве проведешь.

Запрещалось обувать старую и сношенную обувь, а женщинам не разрешалось заплетать волосы.

Есть поверье, что в ночь на Агафью в жилище могут проникнуть бесы. Поэтому наши предки старались защитить свой дом от нечистой силы. Для этого вечером закрывали трубы, замазывая их глиной, чтобы нечисть не влетела в трубу. Жгли чертополох и размещали его в щелях дома, что тоже являлось отпугивающим средством для нечисти. По этой же причине не советовали выглядывать в окно после захода солнца. Считая, что в это время по улицам бродит нечисть и всех проклинает. Как утверждали наши прадеды, если девушка или женщина нарушит этот запрет, всю красоту свою потеряет. Также считается, что в этот день лучше вообще не спать всю ночь, а следить за порядком в доме. А если все-таки человек заснул, то ему непременно приснится вещий сон. По поверью, сны, приснившийся в ночь на 18 февраля, исполняются в течение 20 дней. А вот сновидение, увиденное днем на Агафью Коровницу, исполнится, как считают в народе, только через год. Но вот о том, что вам приснилось, лучше никому не рассказывать.

Рождённые 18 февраля очень обаятельные и харизматичные, обладают уникальной личностью и выгодно выделяются из своего окружения. У них много энергии и сил. При этом, такие люди никогда не полагаются на судьбу и случай, только на себя и тех, кому они доверяют. Считалось, что люди, которые родились в этот день, могут понимать домашних животных.
Фото из интернета
Фото из интернета

Народные приметы на погоду:

  • По приметам на 18 февраля судили, будут ли еще холода.
  • Если погода теплая, то сильных морозов уже не будет.
  • Снег идет в морозный день – к потеплению.
  • Морозы в этот день предвещают раннюю весну, сухое и знойное лето.
  • Нет снега – ждите засуху в летний период.
  • Вода в реках и колодцах прибывает – к потеплению.
  • Кожаные вещи (ремни, хомуты, вожжи) стали более гибкими и мягкими – к снегопаду.
  • Лес стал темнее, будто почернел – к оттепели.
  • Вороны роются в земле - к ранней весне. Сидят высоко на деревьях - весна будет поздней.

Вот такие приметы, поверья, обряды и ритуалы когда-то почитались и соблюдались у наших предков. Применять их или нет, решать только Вам.

Я же, в свою очередь, желаю Вам, прекрасного дня и отличного настроения!