Законы нравственности связаны с деятельностью тонкого тела человека, то есть ума и разума. С помощью разнообразных приборов можно зафиксировать взаимодействие тонкого тела с грубым, но само тонкое тело невозможно измерить. Для того чтобы измерить что-либо, необходимо положить в основу измерения что-то более тонкое, чем измеряемый предмет, или по крайней мере имеющее такую же природу. Но тем не менее работать с тонким телом можно с помощью своего собственного ума. Для этого нужно настроить его на правильное восприятие окружающего мира. Для того чтобы ум смог работать как "прибор", он должен быть чистым. Чистый ум предполагает наличие соответствующих качеств характера. Даже всего одно благое качество характера, которое человек неустанно культивирует в себе, даст ему возможность почувствовать очень большое счастье. Считается, что человек, который воспитал в себе хотя бы одно благостное качество характера, уже является святым, что уж тогда говорить о преображении характера в целом!
Характер не является чем-то фантасмагористическим, умозрительным, не связанным с реальностью. Характер мы создаем сами своими желаниями и поступками. Поменять его очень сложно, потому что складывался он у нас на протяжении многих жизней. Мы часто говорим друг другу: "Будь таким-то..." Но в корне поменять характер и стать, допустим, честным и добрым очень сложно. Для этого надо много работать над собой. Но зато деятельность, направленная на совершенствование характера, приносит человеку самое большое богатство из всех существующих.
Сколько бы денег у нас ни было, все равно мы их с собой в следующую жизнь не заберем. Когда мы оставляем тело, все деньги остаются здесь. Но тонкое тело ума не умирает, оно продолжает путешествие вместе с нашей душой - тем, что и подразумевается под словом "я". Тонкое тело ума изменяется в зависимости от характера нашей деятельности и в соответствии с нашими желаниями и поступками. Таким образом, наш характер формируется под действием наших поступков и желаний. Важно знать, как поступать правильно. Для того чтобы поступать правильно, нужно понять, от чего зависят наши поступки. Наши поступки прежде всего связаны с нашим пониманием счастья. Понимание счастья находится в разуме. Ум контролируется силой разума. Человек не сможет изменить себя до тех пор, пока не осознает этих истин.
Часто нам кажется: "Если я захочу, то поменяюсь", или "Если захочу, то брошу курить", или "Если захочу, то выйду замуж". Но это не срабатывает, потому что "хочу" находится в сфере деятельности чувств. А чувства подчиняются уму и не способны трансформировать ум, который как раз и проявляется в характере. А не изменив характера, мы не сможем изменить свою жизнь. Таким образом, "хочу" находится в подчиненном положении у ума, а ум находится в подчиненном положении у разума, разум же зависит от нашего понимания того, что такое счастье. Понимание счастья заключено в разуме и полностью зависит от того знания, в которое мы верим и которого придерживаемся. Таким образом, знание - это основа любого счастья, а высшее знание, которое исходит из Писаний, - это основа высшего, духовного счастья. Часто мы даже не задумываемся, во во что мы верим. Однако в разуме каждого человека есть вера. Если кто-то заявляет, что он ни во что не верит, то в этом заявлении и заключена его вера. Вера в счастье живет в разуме и формирует нашу судьбу, все в этом мире не случайно, а закономерно.
Человек устремлен туда, где, по его мнению, находится счастье. Если он способен обрести счастье в том, чтобы бескорыстно приносить пользу другим людям, то в этом и только в этом случае он сможет переменить свой характер. Если он придерживается позиции: "Я живу для себя и никого не трогаю", - то какое-то время, хотя и с большим трудом, он сможет оберегать свой характер от деградации. Однако в будущем ему неизбежно придется либо деградировать, либо поменять свои взгляды на другие - полностью бескорыстные.
Но если человек хочет жить исключительно для себя и не обращает никакого внимания на свои отношения с окружающими, то, несомненно, ему незамедлительно придется деградировать. Таким образом, если человек не поменяет свою концепцию счастья, не разберется с тем, к чему следует стремиться, то у него не останется никаких шансов изменить свой характер и, соответственно, свою жизнь. Жизнь у него будет идти как прежде, ничего в ней не поменяется. Достичь счастья можно только путем трансформации сознания, изменения направленности в восприятии окружающего мира. Этого можно добиться, только совершая добрые дела и искренне молясь Богу. Для этого нужно обрести знание, как правильно совершать добрые дела, и самоотверженно молиться Богу.
Веды говорят, что получение и передача знания - это самая возвышенная деятельность, которая только существует. Для человека нет более высокой цели. Мы родились в человеческой форме не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы обрести истинное знание. Ни одно животное не обладает способностью к развитию своего разума. Обрести истинное знание можно только с помощью разумного, смиренного слушания. Веды говорят, что если человек внимает говорящему истину, то это сразу доставляет ему высшую радость и будет приносить ее в дальнейшем. Человек сразу чувствует, что истинное знание меняет его жизнь, у него появляется энтузиазм, ему хочется прилагать усилия. Получив высший, духовный вкус к счастью, человек обретает подлинный вкус к жизни. Если человек обретет понимание законов нравственности, то некая вполне реальная сила переменит его жизнь к лучшему. Эта сила называется духовным знанием, и получить ее можно только от той личности, которая уже обладает этим знанием. Другого пути нет.
Шесть принципов спокойствия
Существует шесть принципов обретения умиротворения. Человек не сможет стать умиротворенным, если не будет соблюдать их.
Первый принцип
Если человек не оформил в своем сознании идею счастья, не подкрепил ее каким-либо знанием, то он не сможет обрести спокойствие, поскольку его разум не утвердился в понимании счастья. У всех нас есть ощущение счастья. Это ощущение - внутреннее. Каждый человек влияет на другого своим ощущением счастья. Веды говорят, что человек должен выбрать определенный источник знания, с которым он мог бы сверять все свои поступки. Если человек обнаружит, что то или иное знание несовершенно, то ему следует найти другое, более совершенное знание, которое приведет его к умиротворению.
Мы же зачастую слушаем и читаем все подряд, и это приносит в жизнь одни беспокойства. Если кому-то свойственно верить всему написанному, то чрезвычайно важно проверять, насколько содержащаяся там информация соответствует истине. Самая надежная проверка - это проверка временем. Все новое еще не прошло проверку временем, и потому неизвестно, к чему оно приведет людей, которые приняли его на веру. Веды утверждают, что истинным является то знание, которое уже принесло совершенство тысячам и тысячам людей; поэтому важно, изучив историю вопроса, узнать, кто и каким путем достиг совершенства. Если можно достичь совершенства с помощью какого-то знания, но реальные примеры достижения совершенства при этом отсутствуют, то стоит поискать что-то другое. Несомненно, люди способны и сами понять что-то важное, но возвышенное знание всегда дается им свыше. Каждый человек в ответе за свою жизнь, за свою судьбу. Отнюдь не случайность, что человек, который не работает над собой, деградирует. Так он попадает в низшие формы жизни. К сожалению, в наш век такое происходит с большинством людей.
Человек, который хочет обрести умиротворение, должен найти источник чистого знания, которому он мог бы довериться. Лучше всего, если это будет проверенное временем писание. Истинное Писание составлено святым человеком, представителем Бога или же получено непосредственно от Самого Бога. По мере того как человек убеждается в истинности знания, видя, что все, чего оно касается, имеет реальное подтверждение, ему становится жить все спокойней и спокойней.
Священные писания - это мостик, соединяющий нас с определенным пониманием счастья, которое соответствует уровню высших планет или самого духовного мира. Человек, обретший с помощью Писания связь с высшими мирами, даже в этой жизни начинает испытывать большое умиротворение. Как только человек теряет ощущение счастья, он начинает беспокоиться. Почему? Потому что мы живем для высшего счастья: оно для нас как воздух. Когда человек обеспокоен чем-то, ему следует открыть духовную книгу, к которой он питает доверие, и начать читать ее. Если он будет читать ее с верой, то к нему, несомненно, придет умиротворение. Умиротворение приходит в тот самый момент, как только восстанавливается связь с источником счастья.
Есть и другой, окольный путь обретения временного, дешевого умиротворения - чуть-чуть "хряпнуть". "Залил глаза", и сразу становится нормально. Почему у пьяного человека пропадает беспокойство? Потому что у него при этом теряется связь с совестью. Это она, уязвленная совесть, приносит нам чувство беспокойства. С какой целью? Высшие силы хотят помочь нам избрать правильный путь. Подавив в себе голос совести, человек вначале обретает временное спокойствие, а затем приходят постоянные беспокойства. Так мы обманываем свое счастье.
Второй принцип
Второй принцип обретения умиротворения заключается в отказе от результатов своего труда. Человек должен стремиться получать счастье от самого процесса труда на благо общества, а не от полученных при этом результатов. Совершая ту или иную работу, важно думать не об одной только зарплате, но и о том, какую пользу получат от нее окружающие. Чем глубже человек проникается идеей отказа от результатов, тем умиротвореннее он становится, потому что от каждого, кому он помог в жизни, он получает ниточку счастья. Однако очень трудно стать бескорыстным по-настоящему. Есть древнеиндийская пословица: "Человек старится, но жадность его остается вечно молодой".
Самый возвышенный способ отказа от плодов своего труда - посвятить всего себя Богу, который является неиссякаемым источником счастья. Это не означает отнести все в храм и самому остаться "без штанов". Уверенный в том, что его пожертвование используется по назначению - для служения Богу, человек, конечно, может что-то отнести в храм. Однако самое главное пожертвование, которое он может сделать, - это посвятить свою жизнь самоосознанию и неустанно помнить, что все, что бы он ни купил, должно быть направлено на углубление его взаимоотношений с Богом.
Если твердо усвоить, что трудиться следует бескорыстно и с любовью к труду, а заработанные средства нужно использовать по совести, то все беспокойства пройдут. Чувство беспокойства возникает от жадности. Если человек проявляет стяжательство, тянет все на себя, то тем самым он не только в своем сердце, но и вокруг себя создает атмосферу беспокойства. Когда человека обуревает жадность, то состояние жадности овладевает и окружающими его людьми. В результате ими овладевают эмоции, которые ничего общего со счастьем не имеют. Человек, который в погоне за деньгами суетится не переставая и так проводит все свое время, постоянно ощущает, что ему в жизни чего-то не хватает.
По этому признаку можно понять, что человека одолела жадность, и он хочет только одного - наслаждаться плодами своего труда. Жадный человек хочет извлечь пользу для себя, но все его усилия обрести счастье тщетны. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не поймет один секрет: счастье заключается не в плодах, а в труде, направленном на всеобщее благо. Пока человек с радостью трудится, он счастлив, но как только он начинает думать о деньгах, счастье сразу покидает его. Если человек способен посвятить плоды своего труда чему-либо возвышенному, то он будет счастлив и умиротворен: он никому не мешает жить и не создает беспокойств вокруг себя.
Удовлетворен может быть только тот, кто осознал, что счастье заключается в деятельности на благо других и что высшее удовлетворение приходит к тому, кто живет для Бога. Когда человек бескорыстно делает что-либо для других, он, несомненно, очищается от грехов. Совершая благие дела изо дня в день, человек в какой-то момент времени ощутит, что "нарыв" вскрылся и наконец-то появилось ощущение счастья и умиротворения. Это ощущение он уже никогда не захочет утратить. Такой человек будет жить не для себя. Это значит, что он будет зарабатывать не для себя, готовить пищу не для себя, растить детей не для себя. Он все будет делать не для себя и в конце концов поймет, кто в этом мире делает больше всех для других. Кто это? Господь Бог.
Веды учат, что независимо от нас самих нашим телом управляет Сверхдуша, божественная сила (голос истины внутри нас). Мы только пользуемся плодами ее правления. Чего мы желаем, то и осуществляется в нашем теле. Мы ничего не делаем сами, мы можем только желать. Что происходит сейчас у вас в печени, какие ферменты она выделяет? Что сейчас движется по кишкам? Как кровь течет по венам? Мы всего этого не знаем, мы только пользуемся телом. Все делает Сверхдуша, причем делает все это бескорыстно. Понять это могут только самые светлые люди Земли.
В Ведах говорится, что Бог находится и внутри тела, и вне его, Он повсюду распространяет свое милостивое влияние, Он является для нас самым лучшим другом. Он делает все для нас, осуществляет все наши желания и милостиво наказывает нас за грехи. Если бы мы не страдали за свои грехи, то никогда не смогли бы избавиться от деградации. Кто способен понять это, тот уже больше не будет печалиться даже перед лицом самых больших испытаний. Человек, отдающий хотя бы что-то Богу и окружающим людям, немедленно обретает умиротворение, так как в его сердце восстанавливается принцип справедливости.
Третий принцип
Человек должен понять, что причиной всех его неудач и страданий являются его собственные плохие поступки. Если человек совершает много дурных поступков, то счастливым он быть не может. Счастье приходит тогда, когда между душой и Богом устанавливается гармония. Для того чтобы достичь ее, нужно жить по закону совести. Стоит только человеку признать: "Я во всем виноват. В том, что со мной происходит, винить нужно только самого себя", - как принцип справедливости немедленно утверждается внутри него, и сразу же приходит умиротворение.
В первый момент, как только человек осознает, что сам во всем виноват, ему становится очень больно. Но как только он смело и бесповоротно согласится с этим, так сразу наступит удовлетворение. Пока человек будет считать, что в его бедах виноват кто-то другой, и все свои мысли, обвинения и негодования (пусть даже справедливые) будет связывать с этим человеком, умиротворения у него не наступит.
Давайте постараемся понять эту сокровенную истину. Когда человек думает о том, как бы совершить насилие, или когда он злится, обижается на кого-то, он при этом несчастлив. Он испытывает большие беспокойства, постоянно думая об обидчике. Но чтобы перестать предаваться мрачным размышлениям, нужно понять одну вещь: кроме себя, в собственных проблемах винить некого. Поэтому всегда просите прощение и у тех, перед кем вы виновны, и у тех, кто виновен перед вами; так в сердце постепенно установится мир.
Четвертый принцип
Этот принцип обретения умиротворения заключается в отсутствии гордости. Человек, который гордится тем, что он сделал, никогда не будет удовлетворен. Гордость - это признак невежества. Наличие гордости означает, что человек считает себя лучше других. Гордость возбуждает в окружающих зависть и неприязнь. Поэтому тот, кто не хочет получить негативный настрой, смиренно покидает общество человека, возгордившегося своими достижениями и познаниями.
Если человек начинает гордиться в присутствии других, это, безусловно, понравится не всем: одни уйдут, а другие начнут спорить с ним. Спор возникает из-за гордости, живущей в сердцах людей. Спор означает, что задета та часть разума, которая находится в невежестве. Эгоист испытывает счастье, если что-то делается для него, и ощущает страдание, если что-то делается не для него. Когда невежество покрывает разум человека, то он считает, что его собственная концепция счастья является единственно правильной. Если кто-то пытается дать тому свои обоснования, то в разуме присутствующих людей возникает ощущение боли: кому-то хочется заткнуть уши, кому-то - немедленно убежать оттуда.
Некоторые психологи учат внушать себе: "Я прав, я всегда прав, только я прав". Когда человек говорит так, он действительно успокаивается, временно заглушая таким образом голос совести, который твердит ему: "Ты совсем не прав, все это глупости". Совесть - это истина, которая находится внутри нас. Но человек с закрытым на замок сердцем, который принял фиктивную философию счастья, не сможет быть спокойным. Пытаясь внушать себе благополучие и покой, он постепенно разовьет свой эгоизм до таких пределов, что будет раздражаться даже по пустякам; к нему просто подойти и поговорить будет невозможно. Можно ли в таком случае говорить об обретении спокойствия?
Согласно ведической философской концепции, человек может считать себя хорошим только в том случае, если делает все так, как сказано в Ведах. Утвердившись в этом принципе, человек испытывает умиротворение. Он знает: как только почувствовал себя хорошим - значит возгордился. Удовлетворение должно присутствовать, но ощущению - "я хороший" - ходу давать не следует. Это состояние, когда мы боремся с самовосхвалением, называется смирением, и, едва возникнув, оно немедленно приводит человека к умиротворению. В сердце поборовшего гордость человека воцаряется мир, и потому окружающие его люди чувствуют исходящее от него смирение и видят его желание сделать людям больше добра. Непроизвольно из подсознания окружающих его людей к нему приходит счастье. Но как только человек начинает думать: "Я такой крутой", - с этого момента он отторгает себя от окружающих людей, так как с эгоистом никто не хочет иметь дело.
Пятый принцип
Все, что мы имеем, необходимо использовать на благо других. Все, что угодно, можно использовать для служения ближним. Если действовать иначе, то беспокойства в глубине сердца останутся. Оказывается, окружающие нас вещи могут наполняться силой счастья или силой эго. Например, человек считает: "Это - мое, мое; не смотрите на мой компьютер, а то он перестанет работать". Предмет, который человек считает своим, начинает наполняться ложным эго.
Например, был такой случай. Нам некуда было поставить машину во дворе. Только пытались пристроить ее куда-то, как всякий раз откуда-то появлялся человек и говорил: "Место - мое, здесь ставить нельзя". Мы ставили в другое место - опять откуда-то возникал человек и говорил: "Это мое место!" Мы поняли, что все люди в этом дворе испытывают массу беспокойств. Представляете, всю жизнь человек живет и беспокоится, как бы кто-то не поставил на его место или под его окно свою машину. Это же ужас просто какой-то! Как можно так жить? Мы все-таки нашли место, куда поставить машину, но на утро одна пожилая женщина сказала нам: "Из-за вашей машины я всю ночь не спала, она стояла прямо напротив моего окна! Немедленно уберите от моего окна свою машину". Я теперь думаю, как же ей помочь, ведь столько неприятностей я сделал этой бедной женщине своей машиной.
Таким образом, человек, целью которого не является использовать что-либо на благо других, будет испытывать от этого предмета постоянное беспокойство.
Шестой принцип
Пока человек не осознает все без исключения пять вышеперечисленных принципов, он не сможет стать умиротворенным.
Благодарю за внимание!
Приглашаю на мой Ютуб канал полезных знаний Дневник Искателя