Найти тему
Юризмы и Историзмы

Кто виноват в Чернобыльской аварии? Разработчики VS Эксплуатационщики

Оглавление

Если уйти от сложной терминологии, но остаться на рельсах реализма, суть катастрофы укладывается в семь простых пунктов:

  1. Испытание холостого выбега турбины. Катастрофа произошла в ходе эксперимента, одобренного в инстанциях, неоднократно проведенного в других местах и самого по себе совершенно безобидного.
  2. Дежурная смена отключила все системы аварийной защиты, кроме управляющих стержней, грубо говоря – тормоз реактора.
  3. Реактор повел себя нештатно.
  4. Оператор встревожился и нажал кнопку АЗ-5, т. е. опустил стержни, что должно было заглушить реактор радикально и решить любые возможные проблемы.
  5. Вместо того, чтобы заглушиться, реактор пошел в разнос и взорвался.
  6. Произошедший взрыв, а вернее взрывы, не были ядерными и уж тем более термоядерными. Сначала произошел паровой взрыв, когда закипел теплоноситель, он оторвал рукава, т. е. трубы подачи воды. Этот взрыв был относительно слабым. Затем произошел сильнейший взрыв гремучего газа, который образовался от разложения воды на кислород и водород в присутствии циркония, содержащегося в реакторе. Этот взрыв разрушил реактор и разбросал вокруг четвертого блока топливо и графит стержней.
  7. Заражение местности произошло от этого, а также от испарения в атмосферу части содержимого реактора.

Таким образом, мы более-менее, может быть примитивно, разобрались, что конкретно произошло. А теперь вернемся к нашей первоначальной идее – идее судебного следствия по вопросу катастрофы.

Кто же прав

Суд был, да. Самый гуманный в мире, советский. Пять человек получили сроки, один из них (Фомин) заехал на дурку. Остальные: Дятлов, Брюханов, Рогожкин и Лаушкин.

Но прошло время, 30 лет, произошли большие изменения, и пацаны интересуются, а был ли суд справедливым? В обществе с тех еще пор бурлит то, что всегда бурлит в таких случаях, но не подумайте что уран. Выражаясь в судебных категориях, позиция обвинения сводится к тому, что виноваты дежурная смена и руководство станции.

Эта позиция неплохо представлена книгой Медведева «Чернобыльская тетрадь», бывшего сотрудника ЧАЭС (персонал идиоты, отключили все защиты, заблудили работу реактора).

Позиция защиты представлена книгой А. С. Дятлова (того самого, выжившего в катастрофе) «Чернобыль. Как это было», и состоит в том, что персонал ни в чем не виноват, а виной всему опасная конструкция реактора РБМК или недостоверные инструкции к нему (конструкторы идиоты, перепутали газ и тормоз, заблудили конструкцию). В суде фактически тягались эксплуатационщики (персонал) и разработчики реактора. Победили разработчики, но были ли они правы?

Кроме того, немалый интерес представляет более-менее трезвая оценка причиненного ущерба. Есть мнения, что вред от катастрофы глобальный, космический и неизбывный, ничего страшнее не было, нет и не будет. Есть мнения, что могло быть и хуже, и катастрофа четвертого блока еще не повод биться в конвульсиях. Также бодрую струю (как мы и говорили) внес в общественную дискуссию HBO, смысл знаменитого сериала которого сводится к нехитрому тезису: что русские – дикари, бухающие из горла, и только самоубийцы могут покупать у Росатома атомные электростанции.

Кто же прав? Или правы оба – и Дятлов, и Медведев, защита и обвинение? Насколько страшной оказалась чернобыльская катастрофа? Упала ли звезда Полынь, обратились ли воды в полынь и много ли людей умерли от ее горечи?

Давайте попробуем разобраться в этом. Нам придется несколько подробнее покопаться в имеющемся материале, но ведь вы уже немного подготовлены, а мы вас далее по тексту не бросим, а будем дополнительно прояснять наиболее сложные моменты.

Итак, говоря о выборе правильной версии причин катастрофы, мы, по всей видимости, должны выбрать между двумя версиями, – защиты и обвинения. К нашему времени версий причин катастрофы существует более 110. Но мы сосредоточимся на наиболее обоснованных – тех, что имели место и в суде.

Версия 1: ошибки в эксплуатации

Обвинение считает, что причиной катастрофы явилось то, что персонал в процессе электро-технического эксперимента шесть раз нарушил правила управления реактором, последовательно отключая защиты всех степеней, в т. ч. и последнюю степень защиты – когда вывел 204 стержня из 211 (это слишком много и запрещено правилами).

На основании этого утверждения персонал станции, непосредственно управлявший реактором в ту роковую ночь, был обвинен в небрежности, непонимании процессов в реакторе, отсутствии чувства опасности. Был упрек и к разработчикам, но мягкий: дескать, надо было предусмотреть ситуацию, когда выключены все защиты и создать защиту еще и на этот случай.

Но обвинение сделало вывод, что разработчики не могли ведь предусмотреть уж прямо такого безумного, самоубийственного, невероятного нарушения со стороны эксплуатационщиков. Таково было заключение первой комиссии Госатомнадзора по чернобыльской катастрофе.

Версия 2: ошибки разработчиков

Позиция защиты, поддержанная второй госкомиссией Госатомнадзора, такова, что реактор имел скрытые, неочевидные для персонала недостатки, без которых взрыва бы не произошло. О чем речь? Оказывается, имело место свойство повышения реактивности в присутствии пара в активной зоне в сочетании с конструкцией поглощающих стержней, длинные (2,5 м) концы которых не поглощали нейтроны или поглощали хуже, чем вода.

Когда оператор непосредственно перед взрывом стал опускать стержни в активную зону, эти концы вытеснили воду, и это привело к росту количества свободных нейтронов и подстегнуло разгон реакции. Ходы стержней были деформированы, стержни заклинило, и та часть стержней, которая могла заглушить реакцию не смогла войти в активную зону.

Больше остановить реактор было нечем. Отсюда следует, что виноваты во всем разработчики, а эксплуатационщики, если бы знали такое о реакторе, да никогда бы в жизни ничего бы не отключали!

Ах, да! Еще следует добавить, что, по мнению Медведева, причина катастрофы, в том, что эксплуатационщики, конкретно Дятлов, Брюханов и Фомин – раньше работали на тепловых станциях и атомных реакторах подводных лодок. Промышленного реактора не знают и не любят. Выскочки и карьеристы. Натащили своих дружков-тепловиков на теплое местечко – ЧАЭС, а настоящих атомщиков на работу не берут, а тех, что есть – гнобят. Вот и сидят за пультами безграмотные, самонадеянные идиоты.

Дятлов же написал примерно то же самое о разработчиках – мол, недоумки, по карьерным соображениям пропихнули в производство опасный, недоделанный, недоученный реактор РБМК из-за его дешевизны. А теперь все сваливают на работников АЭС.

Продолжение следует...