Найти в Дзене

5 вопросов перед стартом дизайн-проекта

Оглавление

После ухода на фриланс мне пришлось самостоятельно вникать в процессы общения клиента с заказчиками, научиться выставлять внятные условия сотрудничества и разобраться с правилами деловой переписки. Сотни проектов за пару лет работы научили меня важному — заранее обговаривать все детали вашей работы на заказчика, чтобы во время работы возникало как можно меньше вопросов, правок и изменений плана проекта.

Перед тем, как поделиться важными на мой взгляд правилами работы с заказчиками, немного расскажу о себе. Я работаю дизайнером режиссерских презентаций, создаю проекты, которые помогут режиссерам выиграть тендеры на съемку рекламных роликов или музыкальных клипов. Все дальнейшие советы я буду рассказывать исходя из собственного опыта и сферы деятельности.

Сегодняшняя статья поможет всем графическим дизайнерам (начинающим и продолжающим), а также архитекторам, продюсерам, иллюстраторам, веб-дизайнерам и креативным директорам, четче выставлять свои условия работы, а также понять, о каких вещах важно заранее говорить и спрашивать у клиента. Прочитав эти советы вы сможете применять их в своей работе и быть уверенными, что проект пройдет гладко и с наименьшими неудобствами.

Первый вопрос — могу я посмотреть на бриф?

Часто мои клиенты присылают мне брифы “на словах”. Это может быть либо текстовый документ, либо просто пара предложений в почте о том, что они ожидают от работы со мной. Ни в том, ни в другом случае я не соглашаюсь разговаривать о проекте, пока не получу полный и детальный бриф. В этом документе должны быть полностью заполнены такие графы как “время на разработку проекта”, “цель”, “задачи”, обязательно “референсы”, четкие “гайдлайны” по тому, какой клиент видит будущую презентацию (например “никаких ярких оттенков и только черно-белые слайды”).

Все эти моменты помогаю не только не попасть в ситуацию с непониманием, но и заранее дают вам возможность понять — вы можете/хотите создать такой проект или же для вас возникнет сложность.

Часто клиенты хотят узнать стоимость проекта еще до того, как вышлют вам бриф или ТЗ — лучше не выставлять вилку работ, так как в таком случае клиент может запомнить ее как финальную стоимость и в случае, если она изменится, он может отказаться от вас как от подрядчика.

Второй вопрос — как вы относитесь к переработкам?

Переработки на проекте будут. Исправления по комментариям, редизайн и изменения всегда имеют место. Важно перед стартом узнать у заказчика, есть ли у него бюджет на такого рода работу и насколько этот бюджет резиновый. Заранее сообщайте клиенту о том, как вы видите этот проект со стороны дополнительных часов работы и сколько времени и денег рекомендуете ему дополнительно заложить на дизайн.

Есть клиенты, которые имеют строгие бюджеты и хотят, чтобы переработки уже входили в стоимость. Тут вы решаете сами для себя — работать до конца, но за более высокий гонорар или ограничиться меньшей оплатой, но выставлять счет за каждые часы переработок.

Третий вопрос — необходимы ли вам исходные файлы по завершении работ?

Со стороны своей профессии скажу, что чаще всего меня просят прислать исходники по причине того, что я могу отойти от компьютера, пойти спать, быть на другом проекте, а клиенту в этот момент срочно понадобится исправить пару слов в презентации. В таких случаях вам лучше знать заранее — понадобятся ли ваши наработки заказчику. Некоторые мои коллеги заранее говорят клиенту о том, что они не отдают свои исходные файлы, другие готовы отдать, но за дополнительный гонорар, а еще одни отдают бесплатно в любом случае. Этот вопрос лучше заранее решить для себя, чтобы после завершения работ у вас не возник конфликт с клиентом.

Четвертый вопрос — какие у вас условия NDA?

NDA — non-disclosure agreement (договор о неразглашении). Важнейшая вещь в которой прописаны условия проекта: можете ли вы делиться им в социальных сетях, имеете ли право добавлять его в свое портфолио, можете ли вы любым способом выставлять работу или ее части на всеобщее обозрение, как скоро после завершения проекта вы можете это делать и другие тонкости. Подписывая такое соглашение всегда читайте его досконально. Иногда они бывают на полстраницы, а иногда тянутся на 5 листов, всё зависит от клиента и проекта. В случае нарушения договоренностей намеренно или по неосторожности вас может ждать не только гигантский штраф, но и плохая репутация на рынке.

Пятый вопрос — сроки оплаты?

Тонкий и щепетильный момент о котором нужно говорить еще до начала проекта. На моей практике клиенты оплачивали проекты через день, через месяц, через 3 месяца или вообще не оплачивали. Договор всегда вас защищает от подобных ситуаций, он помогает и клиенту быть уверенным, что вы сделаете свою работу в срок.

Советую вам для начала решить, какой период оплаты для вас безболезненный и сколько вы готовы ждать свой гонорар. Информацию о сроках лучше сразу заносить в ваш прайс-лист в котором наряду с этой информацией будут и детали по вашему проекту, вашей ставке, работе на выходных, контактным данным и ссылкам на ваши работы и портфолио.

Каждый проект отличается друг от друга так же как и каждый клиент. Поэтому стоит заранее подумать над тем, чтобы выставлять разные условия для заказчиков в зависимости от величины проекта, частоты задач, сделанных вместе, и длительности работ. Оставаться лояльным к заказчику всегда важно, прислушиваться к нему и выставлять те условия, которые оставят обе стороны в позиции win-win.