Урок по теме "Мягкий знак после шипящих в наречиях"

913 прочитали
Тема эта достаточно простая, но ею завершается большой орфографический блок "Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи", поэтому я провожу этот урок именно в связке наречий с...

Тема эта достаточно простая, но ею завершается большой орфографический блок "Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи", поэтому я провожу этот урок именно в связке наречий с другими частями речи. Предлагаю вам материал для такого занятия.

Актуализация знаний

1. Найдите в стихотворении слова, которые оканчиваются на шипящие. Определите их части речи. Вспомните правила написания мягкого знака в разных частях речи. Заполните таблицу, поставив знаки "+" или "-" в нужные колонки.

— Эй, прячься, мышь! Быстрей в камыш!

Там можно, затаившись, лечь

И избежать с котами встреч.

Хорош камыш! Что ж ты дрожишь?

2. Задание-игра "Баскетбол"

Тема эта достаточно простая, но ею завершается большой орфографический блок "Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи", поэтому я провожу этот урок именно в связке наречий с...-3

3. Какая графа осталась незаполненной? Почему? (Пока нет знаний по этой теме).

Изучение нового материала

1. Найдите в стихотворении наречия и сделайте вывод о правописании в них мягкого знака после шипящих.

И, напрочь позабыв про страх,

Помчалась мышь от кошек прочь.

Галопом, будто конь точь-в-точь,

Бежала вскачь на всех парах.

Когда же стало ей невмочь,

Упала навзничь в камышах.

Наречия: напрочь, прочь, точь-в-точь, вскачь, невмочь, навзничь. Во всех этих словах на конце после шипящих пишется мягкий знак.

2. Правило: на конце наречий после шипящих пишется буква Ь.

Таких наречий в русском языке немного. Вот они: сплошь, нао́тмашь, на́прочь, на́взничь, невмо́чь, точь-в-точь, вскачь, прочь, на́стежь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Памятка 1

Шипящие: Ж, Ш, Ч, Щ

Памятка 2

Ь после шипящих служит НЕ для смягчения предыдущего звука.

3. Заполним последнюю графу таблицы.

Тема эта достаточно простая, но ею завершается большой орфографический блок "Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи", поэтому я провожу этот урок именно в связке наречий с...-4

4. А это алгоритм, который поможет применить правило.

Тема эта достаточно простая, но ею завершается большой орфографический блок "Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи", поэтому я провожу этот урок именно в связке наречий с...-5

Лексическая работа

Объясните значения наречий. Предлагаем наречия сначала без пояснения. Просим ребят дать свои толкования. Затем демонстрируем толкования из словаря.

Сплошь — это... (без промежутков, по всей поверхности).

Нао́тмашь — это... (размахнувшись, с силой отводя руку от себя при ударе).

На́прочь — это... (полностью, совсем, окончательно).

На́взничь — это... (вверх лицом, на спине; на спину).

Невмо́чь — это... (не по силам, невозможно терпеть).

Точь-в-точь — это... (совершенно точно, без каких-либо отклонений; в точности).

Вскачь — это... (скачками, галопом).

Прочь — это... (в сторону, подальше от кого-либо, чего-либо).

На́стежь — это... (распахнув совсем, во всю ширь, до конца (окна, двери)).

Закрепление изученного

Игра "Эстафета"

Учитель дает ученику, сидящему за первой партой лист со словами на изученное правило. Тот выходит к доске, записывает первое слово, объясняет его правописание, возвращается на место, передает лист второму ученику. И так продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают у доски и не запишут все слова.

Слова для "Эстафеты"

Выпряч..., сыпуч..., сбываеш..., удилищ..., береч..., навзнич..., суш..., острич..., фальш..., шпионаж..., картеч..., ткач..., жилищ..., замуж..., рисуеш..., добываеш..., достич..., хорош..., заиграеш...ся, пахуч..., подстереч..., сплош..., узкоплеч..., толоч..., пишеш..., увлеч..., тягуч..., брош..., невтерпёж..., чудищ..., прикрываеш..., могуч..., терпиш..., щёлоч..., хвощ..., растолоч..., вернисаж..., прожеч..., неуклюж..., точ...-в-точ... .

Игра "Крестики-нолики"

Организуем игру в парах. Каждой паре предлагаем квадрат как для обычных "крестиков-ноликов" (по три клетки по горизонтали и по вертикали). В каждой клетке вписано слово с пропуском после шипящей. Ученики выбирают себе крестик (слова с мягким знаком) или нолик (слова без мягкого знака). Делая по очереди ходы, они находят соответствующие слова и ставят крестики и нолики. Кто первый зачернет три клетки по горизонтали, вертикали или диагонали, тот и выиграл.

Игра "По полочкам"

Игру можно провести в группе или в паре (а можно и индивидуально). Раздаем ученикам листочки с изображением полок с названиями. Предлагаем разложить слова по правильным полкам, то есть вписать их в нужные места.

Тема эта достаточно простая, но ею завершается большой орфографический блок "Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи", поэтому я провожу этот урок именно в связке наречий с...-7

Слова:

Свеж..., питаеш...ся, засеч..., кусаеш..., вонюч..., смерч..., пинаеш..., клещ..., полноч..., еш..., наотмаш..., достич..., жёлч..., киваеш..., пустош..., упряж..., мощ..., полчищ..., заморыш..., жгуч..., выпеч..., навзнич..., настеж..., ветош..., нет галош..., чертёж..., пригож..., хрыч..., плеш..., лож..., толстокож..., лыж... .

Буду рада, если этот материал вам пригодится в работе.

Ссылка на презентацию здесь.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".