Найти тему
КРИПТОБИРЖИ.РФ

Предложения по регулированию криптовалют в России

Оглавление

Предложения подготовлены @Cryptoved, участником криптовалютного сообщества.

Для законотворчества по криптовалютам следует для начала понять базовые принципы криптовалют и текущие настроения сообщества. Не будем углубляться совсем в теорию, попытаемся это сделать за пару абзацев.

Криптовалюты созданы прежде всего для того, чтобы люди могли передавать оцифрованные результаты своего труда свободно и без посредников. Криптовалюты начали набирать популярность после мирового кризиса 2008 года, когда многие люди оказались им затронуты из-за неграмотных действий монетарных властей. Да, в какой-то степени криптовалюты - это шаг к новой финансовой системе, более открытой, справедливой и построенной на основе программного кода. Понятия свободы и справедливости базово заложены природой человека, но они постоянно нарушаются фиатной системой в текущем виде (удивительно, что сами банкиры недовольны финансовой системой с ее ограничениями и проверками). Криптовалюты стали для людей финансовым глотком свободы, который был невозможен технически до этого уже на протяжении долгого времени.

Криптовалюты нельзя никак запретить, они архитектурно устроены таким образом, что при наличии приватного ключа (длинный и уникальный набор символов) или seed-фразы (12-24 слова, которые порождают большое количество приватных ключей) пользователь сможет подписать транзакцию и отправить криптовалюту на любой адрес в сети. Даже если отключить доступ к Интернету в отдельном регионе, то человек все равно сможет подписать транзакцию в оффлайн режиме (в транзакции будет назначен адресат и сумма криптовалюты), а затем через любой канал связи (например, смс) попросить третье лицо отправить подписанную транзакцию в сеть (третье лицо не может ничего поменять в транзакции). Это лишь один из примеров, как человек может решить свою проблему в случае каких-то запретов. В другом случае он может просто взять свою seed-фразу и переехать в более дружественный к криптовалютам регион и там уже вести необходимую деятельность. Любые запреты и резкие ограничения вызовут только эмиграцию из недружественного региона.

Россия сейчас занимает лидирующие позиции в криптовалютном пространстве: по статистике примерно у 50% криптовалютных стартапов есть русскоязычные разработчики или другие сотрудники; от 5 до 15% всех криптовалют принадлежит россиянам; Россия входит в тройку лидеров в отрасли майнинга. Мы действительно стали значимым участником в технологической и интеллектуальной сфере за короткий промежуток времени и сделали это органично, без директивных приказов сверху. Если пообщаться с криптовалютными инвесторами, то можно увидеть, что это умные, активные и пассионарные люди. Конечно, как и в любой инновационной сфере, в нашем сообществе встречаются различные мошенники и преступные личности, но по показателям (имеется в виду, серые транзакции) их не так уж много и даже в процентах меньше, чем в мире фиатных денег. У властей нашей страны уже на протяжении долгого времени есть планы/мечты, что Россия станет всемирным финансовым центром. По различным причинам этого до сих пор пока не произошло, но зато мы стали криптовалютным/цифровым центром. Если это событие произошло “само собой”, без законов и стимулирований, то нужно ли сейчас всё это запрещать и ограничивать? На мой взгляд, нужно наоборот максимально мягко приступить к регулированию отрасли, чтобы не навредить существующему положению вещей. Любой неправильный шаг приведет к волне эмиграции криптовалютных инвесторов, разработчиков и других людей, которые уже состоялись в новой индустрии.

Трудно выработать правильную концепцию с первого раза, поэтому лучше протестировать различные варианты регулирования в “регуляторных песочницах”. За тестовый период посмотреть, какое регулирование покажет лучше себя на практике для регуляторов и для самого сообщества. Опасность единого регулирования заключается в том, что оно может быть в принципе работать против всего сообщества или же оно будет выработано под конкретных крупных участников рынка (лояльное отношение к промышленным майнерам, например) с ущемлением рядовых членов криптовалютной индустрии.

В целом, российские регуляторы уже поняли, что запрещать криптовалюты бесполезно. Позиция Центрального банка была достаточно жестко раскритикована другими ведомствами, а Минфин выложил свою концепцию регулирования. В концепции Минфина есть отдельные недочеты, которые полностью идут вразрез с принципами криптовалютного сообщества и тотально навредят развитию отрасли и, возможно, даже спровоцируют её регресс.

Глобально, при регулировании нужно разобраться с пятью вопросами:

  1. Каким образом взимать налог с криптовалютных операций?
  2. Нужно ли декларировать криптовалюты?
  3. Каким образом люди могут хранить криптовалюту и совершать операции с ней?
  4. Что делать с майнерами?
  5. Как совершать обмен рублей на криптовалюты и криптовалют на рубли?

1. Криптовалюты и налоги

Сейчас основные предложения заключаются в том, чтобы облагать 13-15% с полученного дохода, то есть с разницы между доходом и расходом. По такой схеме у нас облагаются инструменты фондового рынка, поэтому эту схему хотят перенести и на криптовалюты.

Для криптовалют такое достаточно проблематично реализуемо, так как доказать расход бывает очень трудоемко (могут быть операции на разных биржах или человек мог заработать криптовалюту, потратив на это средства на аренду серверов). Также такой подход максимально манипулируем: можно легко организовать виртуальный убыток через различные неликвидные токены или через NFT. Налоговым органам придется постоянно ставить под сомнение различные источники расхода, а криптовалютный инвестор будет считать несправедливым, если какой-то действительный расход не будет учтен.

Более того такой подход не выгоден с точки зрения пополнения бюджета. Среднегодовой рост криптовалюты на дистанции, допустим, составит 20% (в какой-то год будет рост +200%, в другой год убыток -60% и т.д.). По статистике рядовой инвестор будет зарабатывать ещё меньше за счет комиссий и транзакционных издержек, то есть среднегодовой доход рядового инвестора будет в районе 15%. Если посчитать 13% с 15% дохода, то на налог уйдет 1.95% от первоначальной суммы.

Решение на рассмотрение - облагать 2% любой вход и выход из криптовалют. Завели 10 000 рублей в криптовалюты - оплатили 200 рублей налога, вывели затем 11 000 рублей из криптовалют - перечислили 220 рублей в форме налогов. Такая схема проста в реализации, более выгодна для бюджета страны и будет достаточно позитивно воспринята криптовалютными инвесторами, так как сейчас при работе в серой зоне мы уже теряем от 1 до 5% при обменах.

Следует здесь ещё добавить, что в криптовалютах есть часть контрагентов, которые только покупают криптовалюту. По схеме уплаты налогов с разницы между доходами и расходами такие субъекты никогда не оплатят налог. А при 2% схеме с оборота они начнут приносить деньги в казну при каждой операции.

Возможно, для юридических лиц имеет смысл ввести свои налоговые режимы. Это предмет для дискуссий.

2. Декларация криптовалют

Декларация криптовалют для физических лиц должна быть добровольной - только в случае, если человек хочет получить защиту своих цифровых накоплений от государства. Принудительная декларация будет крайне отрицательно воспринята сообществом. Более того, у активных инвесторов баланс токенов может меняться ежедневно, что технически делает декларацию проблематичной. Возможно, в отдельную категорию здесь стоит выделить государственных служащих, которые в определенных случаях обязаны декларировать криптовалюту.

Для юридических лиц, работающих в сфере цифровых технологий, можно сделать принудительную декларацию криптовалют с постановкой на баланс.

3. Криптовалютные операции

Исходя из внутренней архитектуры криптовалют регулирование операций внутри криптовалют вообще не представляется возможным. Нельзя запретить операции на смарт-контрактах или обычные транзакции. Таким образом, инвесторы могут посылать любые объемы криптовалют без разрешения кого-либо. Так работают криптовалюты и ничего с этим не сделать. Некоторые лица предлагают, чтобы биржи ограничивали пул адресов, куда инвестор может посылать средства. Такое ограничение крайне негативно для отрасли, так как инвестор может иметь различные потребности при пересылке криптовалют: участие в токенсейле, стейкинг для запуска ноды, обмен одной криптовалюты на другую, которой нет на на первичной бирже.

Таким образом, не надо никак ограничивать и регулировать сами криптовалютные операции. Можно ограничивать и регулировать точки входа в криптовалюты и выхода в фиат.

Также у инвесторов должна быть официальная возможность личного хранения криптовалют. Люди все равно смогут это сделать технически и нецелесообразно вводить запретительные меры на такие действия.

4. Криптовалютный майнинг

При регулировании майнинга целесообразно его разделить на “домашний” и “промышленный” майнинг. Домашний майнинг крайне проблематично регулировать, так как майнить некоторые криптовалюты можно на обычных компьютерах и ноутбуках. Даже если происходит майнинг на специальном оборудовании, то его проблематично контролировать у каждого домохозяйства. Если в некоторых регионах такой майнинг создает проблемы для энергетической инфраструктуры, то имеет смысл рассмотреть прогрессивную шкалу тарифов для всех потребителей энергии (но чтобы это не задело 99% рядового населения).

Промышленный майнинг необходимо выделить в отдельный вид деятельности и принимать для него специальные тарифы.

Должна быть минимальная разница в тарифах, чтобы промышленные майнеры не разобрали свои фермы и не поставили их у отдельных домохозяйств. Возможно, какие-то виды майнинга нужно наоборот стимулировать (например, майнинг на энергии попутного газа).

Регулирование промышленного майнинга в целом должно обсуждаться с самими майнерами и энергетиками. В случае жесткой регуляции такие майнеры могут перенести свое оборудование в более дружественный регион, а Россия только потеряет от этого (меньше продаваемой энергии, меньше поступлений налогов, вред экосистеме цифровой экономики).

5. Обмен рублей на криптовалюты и криптовалют на рубли

Сначала разберемся с обменом рублей на криптовалюты:

ЦБ делает особый акцент на риски криптовалют для рядовых инвесторов. Это объективно и актуально. Таким образом, вход в криптовалюты можно ограничивать и делать это избирательно для квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Для неквалифицированных инвесторов можно ограничит вход до 50 000 - 100 000 рублей при инвестициях в криптовалюты через регулируемые криптобиржи. Квалифицированные инвесторы могут получить такой статус при сдаче экзамена на знания по инвестициям и цифровой экономике или имея капитал свыше 6 000 000 рублей. В моем предложении вход в криптовалюты будет облагаться 2% со стороны инвестора + можно ещё облагать небольшим налогом (например, 0.5%) самого оператора обмена.

При обмене криптовалюты на рубли:

Такой обмен должен осуществляться без каких-либо ограничений, так как сейчас на руках инвесторов уже достаточно много цифровых активов. Не нужно в этом случае делить инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных. Человек с криптовалютами на счетах уже априори считается квалифицированным инвестором.

Здесь ещё возникает интересный вопрос, что делать с P2P-обменами, которые сложно мониторить и контролировать. Предлагается рассмотреть такой вариант: оба участника P2P-обмена оплачивают 2% налог с операции и в таком случае их обмен происходит в правовом поле и банк не имеет права ограничивать такую операцию или замораживать средства клиента. Можно разумно ограничить такие операции до 500 000 рублей за одну транзакцию. Возможно, для некоторых лиц имеет ввести статус самозанятого, который имеет право заниматься подобными обменными операциями и для них ввести более лояльные условия (например, уплата 0.5% вместо 2%) на уровне операторов обмена.

Регулирование криптовалют нужно внедрять постепенно и аккуратно, лучше с тестированием различных инициатив в регуляторных песочницах. Любая непопулярная мера может привести к оттоку умов и цифровых капиталов из России, а оставшиеся участники уйдут максимально в серую зону. У нашей страны получилось без регулирования стать мировым лидером в сфере криптовалют и цифровых технологий, не нужно запрещать и портить то, что органически развивается. Лояльное регулирование криптовалют может превратить Россию во всемирный цифровой центр, более современный вариант финансового центра.

Комментарии к докладу ЦБ о криптовалютах можно найти по ссылке.

Комментарии к концепции Минфина находятся здесь.