Найти в Дзене

Важно! Развитие чувств у ребёнка и помощь ему в этом.

Источник фото: mchildren.ru
Источник фото: mchildren.ru

Важно знать: развитие чувств у ребёнка

Взрослые воспринимают свои чувства как данность. Мы пользуемся ими постоянно, но едва ли используем все эти возможности. Многие из нас остановятся послушать пенье птиц или понюхать цветок? Малыши же не только остановятся и понюхают цветок, но и рассмотрят его, потрогают и скорее всего попробуют на вкус. Они пользуются своими чувствами, как учёный – лабораторным оборудованием. Именно с помощью этих пяти удивительных источников дети раскрывают для себя сложный мир, в котором живут.

Эти естественные богатства у ребёнка развиваются и без всякого поощрения, но с вашей помощью развитие будет более полным. Чтобы стимулировать восприимчивость малыша и избавиться от сомнений, верно ли вы это делаете, прочтите следующее.

Зрение. Малыши ещё не овладели зрительной избирательностью, поэтому обращают внимание на всё, что попадает в поле зрения. Парк – это движущийся калейдоскоп: высокие деревья, яркие цветы, ребёнок на велосипеде, девочка на роликах, собака, бегущая за бабочкой. В таком обилии картин нетренированным глазам малыша трудно сосредоточиться хотя бы на одной картине больше чем на мгновение. Вы можете помочь ребёнку сделать это, привлекая его внимание к определённым предметам или явлениям. Прежде всего объясняйте как можно проще: «Посмотри, мальчик на синем велосипеде». Когда малыш станет чуть старше, можете добавить несколько деталей: «Он хорошо катается. Посмотри, у мальчика жёлтые ботинки».

Куда бы вы не шли, играйте в «посмотри» - на пляже и в зоопарке, в поликлинике и на почте. Рассматривайте с малышом то, что уже видели с ним десятки раз, побуждая его отметить в знакомом нечто новое и то, что ещё никогда не видели. Такая игра не только развивает визуальное восприятие ребёнка, но и (если вы постоянно поясняете то, что видите) стимулирует развитие речи, а утомительное времяпрепровождение (например, ожидание в очереди) превратит в увлекательное и полезное занятие.

Малышу понравится также смотреть на мир другими глазами. Например, маленькие дети любят смотреть на себя и других людей в зеркало (к концу пятнадцатого месяца большинство из них узнают себя в зеркальном отражении). Вы можете показать им также, как в этом магическом предмете выглядят игрушки и другие вещи. Через розовые очки. Изменение цвета при взгляде через окрашенные стёкла часто просто зачаровывает малышей, как завораживает их изменение форм и очертаний при взгляде через прозрачный занавес, толстый кусок стекла или витраж. Через лупу. Малыши постарше с восторгом изучают окружающий мир при помощи лупы (она должна быть небьющейся). Покажите юному учёному, как ею пользоваться, и дайте ему возможность попрактиковаться дома и на улице.

Слух. Град впечатлений ежедневно обрушивается не только на глаза малыша, но и на его уши. Даже дома он постоянно в окружении разных звуков: музыка радио, тиканье часов, лай соседской собаки, голос мамы, говорящей по телефону, непонятный шум на кухне. Помогите ребёнку сосредоточиться на одном звуке, чтобы почувствовать его в полной мере, «выключив» на время все остальные. Это прекрасная тренировка для детских ушей.

Развивайте у малыша восприятие звуков с помощью игры «послушай». В комнате, в машине или гуляя по парку, привлекайте внимание ребёнка к отдельным звукам: «Ты слышишь сирену? Уи-уи-уи. Это похоже на пожарную машину»; «Слышишь, как щебечут птицы? Чик-чик-чик. Красиво, правда?»; «Слышишь, как гудит самолёт в небе? Вж-ж-ж». Когда малыш подрастёт и начнёт понимать больше, добавляйте детали: «Птичку нам не видно. Она высоко на дереве. Но мы можем слышать её песенку»; «Пожарная машина спешит на пожар»; «Интересно, куда летит этот самолёт? Может быть, в город, где живёт бабушка».

С ребёнком постарше можно сделать игру увлекательнее, превратив «послушай» в «угадай». Предложите малышу закрыть глаза и определить, какой звук он слышит (каждый раз только один звук, а не их сочетание): тиканье часов, звон колокольчика, мелодия из музыкальной шкатулки. Некоторым малышам нравится играть в «угадайку» с повязкой на глазах, однако других это пугает.

Звуки музыки не только занимают и успокаивают детей, но и учат их внимательно слушать. Познакомьте своего ребёнка с разными музыкальными стилями (классикой, кантри, джазом, лёгким роком) с помощью радио или магнитофона, но не включайте их на полную мощность: громкая музыка портит слух. Если есть возможность, обязательно пойдите с малышом на концерт. Включайте тихую музыку, когда ребёнок играет, проводите музыкальные игры. Слушать музыку малышу поможет и танец – самостоятельный, у вас на руках или держась за ваши пальцы.

И не забывайте предоставлять ребёнку возможность создавать собственную «музыку». Пусть стучит деревянной ложкой по кастрюле, гремит двумя ложками, играет на детском музыкальном инструменте, нажимает клавиши на домашнем фортепьяно.

Важнейший момент при тренировке слуха – звуки голосов. Запишите на телефон разные голоса: малыша, свой, своего супруга, братьев и сестёр, бабушки, дедушки, друзей, няни. Затем воспроизведите их ребёнку, и пусть он узнает, кто говорит. Можно записать и другие звуки: лай собаки, автомобильный гудок, шум стиральной машины, звон колокольчика.

Обоняние. У маленьких детей совершенно не развита чувствительность к запахам. Возможно, это и объясняет то, что запах грязных подгузников раздражает их меньше, чем окружающих, и то, почему они прижимаются к маме, когда она готовит чесночный салат, в то время как все остальные предпочитают держаться подальше, и почему, к несчастью, обоняние не мешает им попробовать что-нибудь опасное, например предметы бытовой химии или испорченную пищу, не останавливаясь перед подозрительным запахом.

Малыши начинают различать запахи и делить их на приятные и неприятные примерно к тому времени, когда учатся пользоваться туалетом. Чтобы развить обоняние у ребёнка, познакомьте его с различными запахами, и тогда он постепенно научится не только нюхать цветы, но и отличать их аромат от запаха лежащих под ними удобрений.

Начать можно с экскурсии по домашним запахам. Пройдите с малышом по дому и понюхайте все цветы в вазе, свежевыстиранное бельё, котлеты на тарелке, бананы. Определяя запахи, расскажите о них. Когда вы готовите, дайте ему понюхать лук, который вы чистите для бульона, ваниль и корицу, которые вы добавляете в булочки, тёртый сыр для макарон. Предложите малышу понюхать специи, только осторожно: берегите его глаза и следите, чтобы принюхивание не превратилось во вдыхание.

Гуляя по парку, нюхайте сирень, сосновые иголки и свежескошенную траву. На рынке принюхивайтесь к лимонам, апельсинам, к зелени, жареным цыплятам и горячему хлебу.

Когда ребёнок немного подрастёт, можно учить его с помощью игры «Узнай по запаху» различать запахи с закрытыми или завязанными глазами. Пусть малыш попробует угадать, что поднесли к его носу: духи, спелый банан, поджаренный хлеб, яблоко.

Вкус. Большинство малышей менее склонны знакомиться с новыми вкусовыми ощущениями, чем с любыми другими. Ребёнок, не желающий открыть рот, чтобы попробовать еду, не похожую на привычный йогурт, вряд ли откликнется на новое гастрономическое предложение – он скорее стиснет зубы.

Однако попытаться никогда не вредно. Даже самый разборчивый малыш может приятно удивить вас, особенно если знакомство с новым вкусом будет радостно приветствоваться окружающими. Поэкспериментируйте с различными оттенками вкуса, цвета и разными формами. Например, разные продукты можно иногда выкладывать на одну большую тарелку, но так, чтобы они не «забивали» друг друга – многим детям не нравятся смешанные ароматы. Такой приём возбуждает не только вкусовые, но и зрительные ощущения. Дайте ребёнку несколько любимых блюд, а потом уговорите попробовать что-нибудь новое. Пока ребёнок пробует, помогите ему описать вкусовые ощущения от ломтиков бананов (сладкие и мягкие), сыра (солоноватый), яблока (сладкое, хрустящее, сочное), творожного сырка (жирный, сладкий, тягучий), изюма в компоте (сладкий, упругий). Никогда не заставляйте малыша пробовать новую еду силой или хитростью. Это лишь вызовет усиленное сопротивление и в будущем может привести к проблемам с питанием.

Маленькие дети могут взять на зубок и несъедобные предметы. Теперь они уже реже делают это, чем в младенчестве, однако многие по-прежнему всё тащат в рот. Поэтому вам нужно тщательно следить за тем, что попадает ребёнку в руки.

Осязание. Малыши много узнают об окружающем мире кончиками пальцев. С точки зрения родителей, даже слишком много. Например, они обнаруживают, что вырывать страницы из журнала забавно (и ещё веселее становится, когда выяснится, что именно этот журнал родители ещё не успели почитать). Манипуляции с пультом управления просто захватывают (особенно если неоднократно просили прекратить это занятие).

Учитывая, сколько малыши умудряются набедокурить своими маленькими пальчиками, нет ничего удивительного в том, что осязание у них развивается меньше других чувств. Однако прикосновения могут научить ребёнка многому. Дайте ему возможность всё потрогать в безопасной обстановке, например в специально оборудованной детской комнате. Это не только позволит развивать у малыша осязание, но и уменьшит его ежедневные огорчения от пребывания в мире, где столько запретов.

Пусть малыш потрогает, какие у папы колкие щёки по утрам и какими гладкими они становятся после бритья. Пусть познакомиться с шелковистостью блузки и мягкостью свитера, с упругостью теннисного мяча и хрупкостью сухих листьев. Пройдите с ребёнком по дому и вокруг него и потрогайте: Взбитую подушку, кафель на стенке, резьбу на деревянных перилах, колкую, только что остриженную травку на газоне, бархатный лепесток цветка. Предложите провести пальцами по грубой мешковине, прохладному гладкому металлу и обоям. Соберите в коробочку разные лоскутки (вельвет, шёлк, бархат, фланель), и пусть малыш их перебирает. Помогите ребёнку разобраться, что является мягким, шершавым, гладким и т.д.

Малышу понравится, закрыв глаза, определять на ощупь знакомые предметы (расчёску, машинку, яблоко). Можно также организовать забавную игру: поместите вещи в коробку с дыркой, малыш будет просовывать туда руку, нащупывать предметы и называть их.

Помогая ребёнку развивать свои чувства, не переусердствуйте. Детям нужно время, чтобы сделать собственные открытия. Если малыш теряет интерес к предложенному занятию, если вы чувствуете, что он не настроен играть, уймите свой воспитательный порыв.

#дети

#развитие чувств

#воспитание ребенка

#развитие ребенка

#играем с детьми