Найти в Дзене
БЕЗ СТЕН

Alphaville. Модные и неординарные.

Прекрасный обзор от Забугорца. Спасибо брат Алексей, Алфавиль -тот бэнд который уважителен в любое время жизни!

...Есть в музыке исполнители, реально опередившие своё время. Есть революционеры, сломавшие все стереотипы и порвавшие шаблоны. А есть такие, что ничего не взрывали и не ломали, спокойно двигались в русле "основного течения", именуемого по-английски mainstream, но все равно - выделялись. И еще посмотреть, кому было труднее добиться признания - ниспровергателям авторитетов, кипишным бунтарям, либо законопослушным последователям модного тренда. Как например, героям моего сегодняшнего доклада - немецкой группе Alphaville. В середине 80-х в моде были "новая волна" и "синти-поп" - они и играли "синти-поп". Основ не потрясали, против течения не плыли - и тем не менее, остались в нашей памяти, как одна из самых ярких команд 80-х. "Культовых", если угодно. Кто не слышал Big In Japan в то время? И кто может сказать, сколько каверов сделано на их Forever Young на сегодняшний день? Выделялись, еще как выделялись, даже пребывая в "мейнстриме"! Этот голос, чистый и звонкий - как струна, на которую нанизан синтезаторный бит, волнующие фантастические звуки. В их творчестве изначально чувствовалась некая возвышенная, хотя и мрачноватая  романтика - совершенно интуитивно, поскольку в те годы мало кто владел английским настолько, чтоб понимать тексты "на слух". Да и не было их, текстов-то, разве что у счастливых обладателей "фирменных" винилов.

Парня, который стоял у микрофона звали Мариан Голд, (настоящее имя Хартвиг Ширбаум). Хартвиг существовал как бы вне системы - он придерживался крайне левых взглядов, симпатизировал коммунистам и жил в некоей творческой общине, наподобие коммун хиппи, называемой  "нора", или "Nelson Project". Там обитали в основном такие же безработные таланты - непризнанные поэты, музыканты и певцы. В начале 80-х в популярной музыке начинается новый бум - клавишные синтезаторы стремительно подешевели и уменьшились в размерах, появились электронные барабаны и драм-машины, и музыка получила новый импульс. Аккурат в то время, в 1980, Мариан Голд, обуреваемый жаждой творчества, знакомится с таким же энтузиастом Бернхардом Госслингом, который работал ди-джеем в ночном клубе, расположенном неподалеку от "норы",  под псевдонимом Ллойд. Два единомышленника взялись писать собственные композиции и стали гонять их в клубе, в котором работал Бернхард. Давали и живые выступления, которые пользовались успехом у публики. Чуть позже они подтянули к проекту Франка Мертенса (настоящее имя Франк Соргац) - и коллектив сложился окончательно. Втроем они записали демо-версию песни Forever Young,  долго не мудря так же назвали и собственную группу, и дали второй в своей жизни концерт.

Это случилось в 1982 году, а годом позже их заметил звукозаписывающий концерн WEA Records - гигант, входящий в "большую тройку" рекординговых компаний. Трио изменило название на Alphaville - в честь одноимённого фантастического фильма Жана-Люка Годара,  и в 1984 году вышел их первый диск - тот самый "Forever Young" (1984). Что тут могу сказать... очень жаль, что этот блестящий альбом широкой публике известен лишь по двум вещам - "Big In Japan" и "Forever Young". Ну, ладно, по трём - нет-нет, да и вспомнят "Sounds Like A Melody", и всё. Всё? Да он весь был хорош, от первой до последней ноты! Без проходных вещей, "наполнителей", или, как у нас их называли "прокладок". И, хотя под "Big In Japan" зажигали на дискотеках, я бы поостерегся назвать этот проект танцевальным. Музыка "Альфавиля" была куда серьезней. Она будоражила воображение и содержала некое послание, тот пресловутый message, который делает музыку настоящей. Послушаем самую первую вещь с альбома, A Victory Of Love, "Победа любви"... Как минимум - небанально. И мощно. Особенно со второй половины композиции, когда начинается усиление,  и голос певца звучит в полную силу - у меня просто мурашки бегали по всему организму! И, начав слушать, я уже не мог остановится, пока не прослушивал весь альбом до конца.

Второй альбом Afternoons in Utopia (1986) был тоже хорош, хотя и не достиг высот своего предшественника. Просто мода на "синти-поп" стала спадать, но работа критикой была воспринята хорошо. И опять-таки, в народной памяти тот диск остался благодаря единственной композиции - Dance with Me. Да, всё правильно - мы хотим танцевать, а остальное - не интересно. Хотя у альбома была единая концепция - мечты об идеальном обществе, мире без войн, голода и социальных язв. Увы, широкая публика душевных порывов не оценила, хотя были на диске вещи не хуже вышеназванной, взять хотя бы Jerusalem.

А потом была пауза в целых три года. И выпуск удивительного альбома - The Breathtaking Blue (1989). Абсолютно не попсового, не хитового, и очень концептуального. Вот это - реально серьезная музыка, выходящая за рамки сложившихся представлений. Настолько, что большая часть поклонников просто опешила - мол, что это было?! - и разбежалась. Каюсь - я тоже не сразу оценил, далеко не сразу. В "кооперативные" уже времена походя купил кассету в ларьке звукозаписи, и  по началу не поверил даже, что это "Альфавиль". Э, алё, вы чё мне впарили?! Оказалось - всё честно, без обмана, это они и есть. То ли джаз, то ли арт, то ли прог. Не впечатлило, словом. Эх, кто ж знал, что нельзя было тот альбом вот так, на "левой" кассете слушать!  Тем более фоном, в машине. Его надо было смотреть - внимательно и вдумчиво. Сборник клипов к этому альбому назывался "Songlines" - и он был как самостоятельное художественное произведение, практически музыкальный фильм, над которым трудились 9 режиссеров. Один из роликов снял наш  Александр Кайдановский - немецкие музыканты видели его в фильме "Сталкер" и были восхищены его игрой. Я сам посмотрел "Songlines" сравнительно недавно, когда появился нормальный безлимитный интернет, и будто заново открыл для себя этот альбом. И был потрясен глубиной мысли и проработкой материала. К слову, над звуком альбома музыкантам помогал колдовать сам Клаус Шульце, один из пионеров электронной музыки (Tangerine Dream). Он же выступил и в качестве продюсера альбома. Говорить о каком-то коммерческом успехе этого альбома просто смешно, настолько он "не для всех". Но такое чувство, что музыкантам этого и не надо было - они жаждали высказаться. И пусть продажи альбома были невелики, но свою порцию славы он получил. Впоследствии видео на песню "Middle of the Riddle" (на церемонию было представлено под названием "Balance") было удостоено Оскара в номинации "Лучший короткометражный анимационный фильм". Посмотрите и оцените глубину замысла, и то послание, которое хотели до нас донести музыканты.

А я на этом закруглюсь, пожалуй, поскольку всё, что хотел сказать - сказал. Могу только добавить, что группа существует и по сей день, правда состав сменился. И к нам они приезжали в 2000 году, концерт в Москве давали - ежели кто был, расскажите, как это было. За сим прощаюсь, и остаюсь искренне ваш - Забугорец.