Найти в Дзене
Полит-НН.Ру

С владельцем сгоревшего дома проще договориться

Проект комплексного развития территории в квартале «Красный просвещенец» на улице Белинского хотели сделать пилотным для Нижнего Новгорода, однако мнения жителей разделились. Сначала часть жителей выступила за отказ от этих планов и развитие квартала как культурно-исторической территории, теперь же другая часть живущих здесь требует вернуться к проекту КРТ.

В подобных ситуациях идеальных решений нет и быть не может. Интересы сталкиваются – кто-то выиграет, кто-то проиграет.

Конечно, хочется сохранить облик города. На тех же Краснофлотской и Ильинской много красивых домов с наличниками. Хочется, чтобы можно было на них и самим любоваться, и показывать туристам. Очень обидно, когда сносят старинные дома и возводят на их месте безликие коробки.

Но, с другой стороны, в этих старых домах живут люди, и живут в очень тяжелых бытовых условиях, мечтая, чтобы их оттуда переселили – однако при условии, что их новое жилье будет в этом же районе, а не где-нибудь на Сортировке или другом отдаленном уголке Нижнего. Но эта проблема существует не только у нас, но и в Москве, и в других городах. Найти баланс крайне трудно.

Конечно, сохранять целый квартал однообразных деревянных домов, которые не представляют исторической ценности, – и «Красный просвещенец» не один такой – вряд ли стоит. Правильней было бы их снести и построить что-то более современное, хотя желательно не в семнадцать этажей, а не больше десяти-двенадцати. Но это требует больших затрат, организации расселения, решения непростых организационных вопросов.

Нужно профессиональное решение с учетом мнения и горожан, и застройщиков, и городских властей. Но людей при этом можно убеждать, объяснять, почему их позиция в данном случае, может быть, не самая правильная. С людьми надо работать, а не ломать их через колено, нужно грамотно объяснить, почему дома в этом районе целесообразно сносить, строить новую, более подходящую для современного города архитектуру. Нужно, чтобы у людей не было ощущения, что с ними не считаются, что их не слышат.

Конечно, кого-то убедить не удастся. Сейчас, например, нескольких жильцов не могут уговорить на переезд из зоны строительства развязки на улице Циолковского. Это вечная проблема, и не только в нашей стране. Можно вспомнить немало интересных фотографий из Китая и США, когда владельцы наотрез отказывались покидать свои дома, мешающие строительству дороги, и она в результате с двух сторон огибала здание, оставляя его посредине автомагистрали. Но это не про нас.

У нас распространена совсем другая история – какая-то семья отказывается переезжать, а потом ее дом сгорает, хорошо, если при этом не гибнут люди. В Нижнем Новгороде было несколько таких примеров. На площади Лядова, где сейчас ТРЦ «Небо», сожгли дом – люди категорически отказывались переезжать и сгорели вместе с ним. Такие случаи обычно остаются безнаказанными. Это говорит о том, что власть недорабатывает.

Надо договариваться, возможно, платить более значительные деньги. Однако в таких случаях почти всегда оказывается, что вместо двух человек, которые проживали в квартире, в ней за последнее время прописалось еще пять человек и, значит, требуется выделять не одну, а несколько квартир.

Когда есть конфликт интересов, нужно, чтобы четко исполнялись требования закона, в этом случае ошибок будет меньше. А законы во всех странах примерно одинаковые: люди должны уехать – компенсируйте им затраты на переселение.

Но, конечно, удобней, когда дом сгорает. Нет человека – нет проблемы.

Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС