Найти в Дзене
Absurd police

Эдип, Сфинкс и аниме

В анимационном фильме «Паприка» Сатоси Кона 2006 года есть вот такой кадр: В нем присутствуют четыре реальные картины с одним и тем же названием «Эдип и сфинкс». По легенде Эдип, тот самый с комплексом, однажды встретил на пути сфинкса. Неведома зверушка загадала юноше загадку: «Утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. Кто такой?». Эдип верно ответил, что речь о человеке, который на заре жизни ползает на четвереньках, в полдень ходит на своих двоих, а на закате дней опирается на посох. И будь он игроком в «Поле Чудес», мог бы рассчитывать на суперигру. Однако, сфинкс играл как-то неправильно, и вместо того, чтобы дарить автомобиль победителям, скидывал проигравших со скалы. А победителей до Эдипа ни разу и не было. Однако, Эдип статистику попортил. Сфинкс знатно от такого офигел, нырнул в море и больше людям на глаза не показывался. Стыдно было. Благодарные жители Фив, которых сфинкс донимал своим косплеем Якубовича, даже выбрали его царем. Однако, вернемся к кадр

В анимационном фильме «Паприка» Сатоси Кона 2006 года есть вот такой кадр:

В нем присутствуют четыре реальные картины с одним и тем же названием «Эдип и сфинкс». По легенде Эдип, тот самый с комплексом, однажды встретил на пути сфинкса. Неведома зверушка загадала юноше загадку: «Утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. Кто такой?». Эдип верно ответил, что речь о человеке, который на заре жизни ползает на четвереньках, в полдень ходит на своих двоих, а на закате дней опирается на посох. И будь он игроком в «Поле Чудес», мог бы рассчитывать на суперигру. Однако, сфинкс играл как-то неправильно, и вместо того, чтобы дарить автомобиль победителям, скидывал проигравших со скалы. А победителей до Эдипа ни разу и не было. Однако, Эдип статистику попортил. Сфинкс знатно от такого офигел, нырнул в море и больше людям на глаза не показывался. Стыдно было. Благодарные жители Фив, которых сфинкс донимал своим косплеем Якубовича, даже выбрали его царем.

Однако, вернемся к кадру из «Паприки». Начнем с левого края.

Француа-Ксавье Фабр, ок. 1806-1808 гг., находится в Художественном музее Дахеша в Нью-Йорке, США
Француа-Ксавье Фабр, ок. 1806-1808 гг., находится в Художественном музее Дахеша в Нью-Йорке, США

На картине Фабра изображены самые странные титьки в живописи. Ну, как минимум в десятку странных титек они точно войдут, если кто-нибудь возьмется составить такой рейтинг.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1908 год, находится в Лувре
Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1908 год, находится в Лувре

«Женщина, Вы втираете мне какую-то дичь», — как бы говорит Эдип на картине Энгра. Сфинкс фраппирован столь смелым заявлением. Художник подписался на камне, а в левом нижнем углу, рядом с черепушкой, торчит чья-то пяточка.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1864 г., находится в Художественном музее Уотерса в Балтиморе, США
Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1864 г., находится в Художественном музее Уотерса в Балтиморе, США

Энгр вернулся к сюжету об Эдипе и сфинксе и несколько его переработал. Он повернул картину. Исчез напуганный гражданин в красном шарфике на заднем плане, несколько изменились позы главных героев, иначе художник подошел к отношению света и тени. Но пяточка неизвестного никуда не делась и продолжает торчать рядом с черепушкой.

Но, на минуточку, на что уставился этот Эдип?

Но центральное место занимает картина созданная Гюставом Моро.

Гюстав Моро, 1864 г., находится в Метрополитен-музее Нью-Йорка, США
Гюстав Моро, 1864 г., находится в Метрополитен-музее Нью-Йорка, США

На картине Моро, в отличие от предыдущих вариантов Энгра и Фабра, на лицо прямое физическое взаимодействие между Эдипом и сфинксом. Заметен определенный эротизм. Да и образ Эдипа подан несколько иначе, он скорее напоминает какого-нибудь христианского святого-мученика, чем молодого энергичного грека.

«Паприка» — история о снах и их значениях. Так что наличие в подсознании злодея комнаты, посвященной истории Эдипа и сфинкса, просто не может не быть толстым намеком. При этом вместо канонической истории про убийство отца и женитьбу на матери, использован сюжет про сфинкса, в котором Эдип предстает в исключительно положительном свете. А значит персонаж не просто имеет проблемы, но и пытается скрыть их за тщеславным самовозвеличиванием. При этом он одновременно вожделеет главную героиню, как символ авторитета и власти женщины, и состоит и странных гомосексуальных отношениях со своим престарелым боссом, извращенно воплощающим образ отца.

кадр из фильма «Паприка» Сатоси Кона
кадр из фильма «Паприка» Сатоси Кона

— Чувак, у тебя серьезные проблемы в сексуальной сфере, обратись к врачу :-)