Размышления о фильме «Поколение Вояджер» (“Voyagers”, directed by Neil Burger, 2021)
Фантастика, триллер, социальная драма, время большого космического путешествия, но самое главное, это поиски понимания своей сущности, того, кто есть человек, дикая тварь с дубиной, живущая, ради захвата имущества и убийства неугодных и слабых, или разумное существо, способное жить в мире, строить и развивать, стремиться к красоте.
Сценарий к фильму написал сам режиссёр Нил Бёргер (Neil Burger). У него был опыт работы в подобном жанре, где событиями управляли подростки, находящиеся в замкнутом пространстве, это фильм, первая часть из трилогии, «Дивергент» (“Divergent”, directed by Neil Burger, 2014). В новой истории задача немного сложнее, ибо горизонт возможностей у группы героев весьма узок. Мне понравилось, как была показана последовательная эволюция человечества на примере одной группы, немного сошедшей с ума. Фильм богат пищей для размышлений, а тому, кто изучает разного рода социальные процессы, в том числе и политические, эта история будет интересной.
Здесь много вопросов о перспективе группы, какие у них шансы на то, чтобы покорить новый мир, ибо для успешного функционирования во внешнем и чужом мире, нужно иметь хоть какой-то опыт реальной жизни в своём родном мире, чтобы понимать все достоинства и недостатки тех или иных процессов. Человек, живущий в ограниченном стерильном пространстве, лишённый каких бы то ни было экзистенциальных проблем, не сможет успешно завоевать мир, где есть солнце, ветер и вода, а так же зыбучие пески, мухи и комары.
О чём здесь рассказывается:
Земля становится непригодной для существования, всякого рода катастрофы и болезни уменьшают популяцию обитателей планеты. Учёные всего мира озаботились поиском нового места для жизни, и в 2063 году нашли удалённую планету, где есть вода и кислород, место, пригодное для выживания человечества.
Нужно отправить разведывательную группу, полёт составит 86 лет, предусматривается, что во время полёта команда корабля будет плодиться, однако до конечной точки долетят только внуки первого экипажа. Учёные создали тридцать искусственно выращенных детей, скрестив сперматозоиды и яйцеклетки ведущих учёных в области физики, биоинженерии и прочих наук. Детей растили в полной изоляции, никакой связи с внешним миром, чтобы у них не было привязанности к каким-либо земным объектам. С малых лет дети занимались только наукой, развивая в себе разного рода способности.
Однако Ричард, как один из руководителей проекта, предложил отправить группу на 4 года раньше, дабы сэкономить время. И, самое главное, он должен лететь вместе с детьми, дабы сопровождать их мудро и неустанно. Решение принято. Полёт. Корабль: HUMANITAS. Прошло десять лет. Команде корабля порядка 16-17 лет. Возраст весьма опасный.
Руководство проекта, зная тёмную насильственную человеческую природу, озаботилось, чтобы оградить развитие негативной энергии в душах молодых колонизаторов. Был разработан специальный напиток, коктейль, в фильме он называется "Синий", и заставили детей, под благородным предлогом, каждый день его пить. В составе коктейля находилось вещество, обозначенное в каталоге как T56j, все пояснения к веществу постарались скрыть от любопытных. Это вещество подавляло сексуальные инстинкты. По замыслу учёных, дети должны были извлечь свои яйцеклетки и соединить их со спермой, дабы в лабораторных условиях взрастить детей, и научить так же плодиться, без физического контакта.
В любом замысле что-то может пойти не так, потому как замыслы исходят из несовершенного человеческого разума, неспособного просчитать всякого рода отклонения и ловушки. Так учёные пропустили, что у взращённых в лаборатории детей разовьётся пытливый ум, жажда познания. Однажды Кристофер, один из трёх главных героев истории, нашёл ответ, что все их эмоции сдерживают с помощью T56j, не давая познать, что такое удовольствие, делают послушными исполнителями чужой воли. И вместе с Заком, вторым героем истории, перестал принимать обязательный коктейль.
Сначала ничего не происходило. Когда организм очистился полностью, то мальчики ощутили энергию, мужественность, и влечение к девушкам. Что отразилось крайне негативно на их поведении. Они стали грубыми, насильственными, готовыми к конфликтам, дракам, нападению, к составлению планов, как что-то где-то навредить. Но было заметно и различие. Если Кристофер пытался урезонить свои насильственные желания, то Зак давал им выход, не считаясь с последствиями, думая, что потворство любым желаниям - это благо.
События шли параллельно тому, что у команды появилась проблема. Какие-то внешние звуки по корпусу корабля. Словно идёт деформация. Однажды пропала связь. Поломка антенны. Ричард и Кристофер выходят в открытый космос, дабы починить. К этому времени Ричард уже знает, что мальчики перестали пить коктейль, это его не обрадовало, но решил отложить решение вопроса, сначала надо починить антенну, иначе они совсем останутся одни. И вот, во время ремонта, на них что-то напало, словно тень, ползущая по внешней стороне корабля. Ричард погиб. Теперь дети остались одни. Перед угрозой, против которой они не знали, что делать: противостоянию теням из космоса их не учили.
Но больше они запутались не в тенях, а в самоорганизации. Когда столкнулись с проблемой выбора между служением далёкому от них обществу, о чём ратовал Кристофер, мол, давайте починим корабль, и полетим выполнять миссию, всё, как раньше, и служением более красноречивому Заку, который предложил развлекаться и работать только тогда, когда хочется, обещал делиться едой и охранять толпу послушных его воле от злых теней\пришельцев. Зак был убедителен, агрессивен, толпа слабых и молчаливых генетически выведенных учёных пошла за ним, теперь послушно исполняя волю самого дикого среди них лидера.
На корабле начался конфликт. Вторая сторона всегда остаётся в меньшинстве. Сейла, третий главный персонаж, симпатизировала Кристоферу, осталась с ним. Большая часть событий - это захват власти, подавление несогласных, поиск "пришельцев", толпа забивает тех, на кого укажет рука вождя, ну и противостояние разумной силы против дикости. Всё это весьма интересно, выстроено вполне грамотно, все этапы эволюции общества.
Основная идея, как я думаю, это показать, что общество может быть относительно идеальным, если понимает каждый свой шаг, доверяет лидеру, готово следовать адекватным указаниям. Кристофер как капитан был слаб и не имел способности к убеждению команды, хотя в финале команда делала именно то, к чему он призывал. Его слабость стала причиной распада. Зак был красноречив и играл на страхах толпы, умело манипулируя сознанием, даже самые негативные для него стороны обращал в свою пользу. Классический тоталитарный\авторитарный диктатор, легко придумавший очередную "охоту на ведьм", которая могла держать в узде толпу, ведь никто не хочет быть "ведьмой\пришельцем", чтобы его забили ногами. Последней избрали Сейлу, когда она стала капитаном корабля, то толпа перестала быть безумной и вернулась к привычному для себя роду занятий: строить и развивать.
Пережив этот конфликт, которого они были лишены в земных условиях, дети научились распознавать добро и зло, и только так они смогли передать основы строительства общества своим детям, зачатым и рождённым естественным путём, и некоторые из первой группы колонизаторов дожили до конца путешествия.
Идея ещё и о том, что любая попытка притормозить человека в развитии, закупорить его в идеальных или выдуманных ограничениях, ведёт к социальному взрыву, многочисленным жертвам, и ничему хорошему. Нужно следовать базовым правилам: свобода выбора и свобода воли. Дабы человек имел возможность развиваться, искать наилучший путь выживания и созидания. В тех странах, где свободы являются приоритетом, уровень жизни и личной безопасности на несколько порядков выше, чем в тех странах, где по два-три десятка лет сидят бессменные дикари-диктаторы, властные параноики, и только и делают, что всем всё запрещают.
Автор: Азарин Сергей