Найти тему
Беседы об образовании

Стакан наполовину…

Не знаю у кого как, но лично у меня, когда начинаю что-то новое, всегда встает вопрос – а с чего лучше начать? Вот и сейчас, решив заняться ведением блога я задумался не столько о тематике первых материалов, сколько о том, о чем должна быть самая первая статья. Тем несколько. Но буквально сегодня попалась на глаза информация о том, что в России выросло число абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. Данные предоставлены Высшей школой экономики: «За последние два года приём по направлению «Образование и педагогические науки» вырос почти на десять тысяч человек: в 2020 году — 66 587, в 2021 году — 75 677, в 2022 году — 75 788 человек». Не буду спрашивать откуда взяли цифры поступления 2022 года, если приемная кампания еще не начиналась. Зацепило не это. Глаза резанула фраза нашего министра просвещения о том, что это показатель возрастающей престижности профессии педагог у современной молодежи: «Все наши инициативы и программы поддержки педагогов и педагогического образования направлены на это. Немаловажно, что вслед за ростом популярности растет и качество приёма».

И вот здесь возникает один простой вопрос – а в каком мире живет министр? Понятно, что вопрос риторический и ответ на него понятен любому здравомыслящему человеку, но тем не менее. Безусловно, эта тема уже поднималась неоднократно за последний год. Позволю и я высказать свое мнение по этому вопросу.

Итак, прием в педагогические вузы увеличился – это факт. Наш министр предлагает нам свое видение почему это произошло, я привел его выше. Но, что-то подсказывает, что увеличение количества студентов на педагогические специальности имеет немного другие корни. Во-первых, это элементарное увеличение количества бюджетных мест в педагогических институтах. Во-вторых, достаточно низкие баллы для поступления на бюджетную основу. При этом удивляет еще и то, что говорится о «качестве приема». А чем определяется качество приема? Тем, что требования к ЕГЭ по русскому языку для будущего учителя 40-45 баллов? Это показатель качества будущего учителя русского языка? Может тогда лучше дать возможность после окончания вуза работать учителями русского языка выпускникам МИФИ? Там требования к проходным баллам по русскому языку от 70 и выше. Складывается реальное впечатление, что он живет в выдуманном им мире, где вокруг добрые эльфы и говорящие пони, нет проблем и вечное лето. А еще, по всей видимости, ему в этом мире хорошо. Но в реальности очень интересно – кого обманывает министр просвещения Российской Федерации? Себя? Нас? Президента Российской Федерации? Или всех сразу?

Почему не сказать, например так – мы значительно увеличили количество бюджетных мест в педагогических вузах, постепенно увеличиваем требования к минимальным баллам ЕГЭ по предметам для поступления на бюджет. Существенно пересмотрели содержание и методику высшего педагогического образования. По нашим расчетам, эффект от данных мероприятий будет виден примерно через 4-5 лет. И к этому приложить конкретику – что именно пересмотрели. Совершенно все по-другому начинает звучать, не правда ли?

Ну или, если бы министр сказал, что 90 процентов выпускников педагогических вузов после окончания учебного заведения пошли в школы – тогда да, можно было бы, но очень осторожно, делать выводы о том, что престиж профессии учителя растет. И только так.

А пока, приходится говорить о том, что стакан наполовину пуст. Но очень хочется, чтобы начинал уже наполняться.