Давным-давно жила в Хьюстоне, штат Техас, некая негритянка средних лет Гееши ВИЛЕЙ (Geeshi Wiley), от которой время не оставило даже фотоснимка, да собственно и имени тоже, ибо есть большая вероятность того, что это её музыкальный псевдоним, а скорее всего и вовсе прозвище! Так вот эта самая Гееши, а по не проверенным данным, как принято сейчас говорить не верифицированным, Лили Мэй СКОТТ, весной далёкого 1930 года, прихватив с собой только гитару, приехала в студию звукозаписи Paramount, что в городе Грифин, штат Висконсин, чтобы попытать счастья и стать успешной блюз-исполнительницей.
Ей удалось записать всего 6 песен, записи которых, не пойми уж каким чудом, дошли и до наших смутных времён. Дальнейшая её судьба никому не известна... она просто растворилась в небытие...
"Последние добрые слова, которые я слышал от своего папы. Господи, последние добрые слова, которые я слышала от своего отца. Если я умру, если я умру на войне с Германией, Я хочу, чтобы ты отправил моё тело, отправил его моей матери, Господь. Если меня убъют, если меня убъют, пожалуйста, не хорони мою душу. Лучше просто оставь меня в покое, пусть стервятники съедят меня целиком"👇
Много воды утекло с тех пор... Минуло 9 десятилетий.
Поседевший и постаревший, с изрезанным морщинами лицом, бородкой мачо и вьющимися волосами до плеч, но всё с таким же пронзительным вокалом "Золотой Бог" и "voice of Led Zeppelin" Роберт ПЛАНТ, спустя 13 лет после выпуска довольно успешного (шесть премий Грэмми!) "Raising Sand", записанного совместно в дуэте с Элисон КРАУСС, скрипкой и чистейшим голосом практически неизвестного у нас блюграсса, 19 ноября 2021 года выпустили свой новый альбом "Raise the Roof". Трактовать название можно по разному, но мне нравится "СРЫВАЯ КРЫШУ"
Вот на этом самом "Raise the Roof" Роберт вместе с Элисон, отыскав среди горных развалов ушедшего времени "Last Kind Words Blues", заставили восстать из пепла, аки Феникс, и Гееши ВИЛЕЙ👇
На альбоме "Raise the Roof" 12 песен, из них Роберту ПЛАНТУ, как сонграйтеру, принадлежит всего одна - "High and Lonesome/ Высоко и одиноко", которую он написал совместно с продюсером альбома Ти-Боун БЕРНЕТТОМ, работавшим и над прошлой пластинкой "Raising Sand / Песчаная буря"
Роберт ПЛАНТ:
"Это была абсолютная импровизация. Мы сделали вещь, которая соответствует самой сути Ти-Бона. С самой своей юности он любит первобытный рок-н-ролл. В душе он типичный техасский парень, выросший из ковбойской костюмированной романтики в настоящего музыканта-одиночку. Он и сейчас человек-оркестр. Всё его оборудование помещается на крыше машины и он готов отправиться куда угодно. Как бы ты ни готовился и ни репетировал, самое ценное в процессе записи - вот такие моменты озарения"👇
Остальные песни, вошедшие на альбом "Raise the Roof" Роберт отыскал в щелях между далёкими десятилетиями, в морях прошлого, куда и утекает река времени. Только вот где это море, вскормленное рекой, которое удалось отыскать Планту?
Ответ похоже в том, что и Роберт ПЛАНТ и Элисон КРАУСС с детства слушали традиционный английский фолк, которым и вдохновлялись, собирая по крупицам композиции для этой пластинки. Когда "третий камушек от Солнца" бился в ковидных истериках, Роберт Плант спокойно и без суеты слушал старинные звуки поскрипывающего винила ушедших навсегда времён.
Ах, какие же душещипательные песни и каких людей им удалось здесь собрать!
Это и "Go Your Way/ Иди своей дорогой" Энн БРИГГС с её фолк-роком, который она пела под гитару в маленьких, захудалых и прокуренных английских клубах ещё в конце 60-х. Это и "Searching for My Love/ В поисках моей любви" саксофониста Бобби МУРА, который потрясал зрителя завываниями своего инструмента в дощатых, продуваемых всеми ветрами сараях Алабамы. Но и конечно же это Аллан ТУССАНТ, который создал захлёбывaющийся весельем звук Нового Орлеана, и о котором совсем недавно наш постоянный гость и автор Сергей БЕЛЯЕВ уже писал отличную статью. Ну а мы смотрим запись кавер-версии его песни "Trouble With My Lover/ Проблемы с моей возлюбленной" из Live from Sound Emporium Studios👇
18 ноября, за день до выхода альбома "Raise the Roof" Роберт Плант и Элисон Краусс выступили в передаче BBC "The One Show" и спели там ещё одну песню, вышедшую на альбоме - кавер-версию "Can’t Let Go/ Не могу отпустить" знаменитой американской рок-блюз-фолк певицы и автора-исполнителя Люсинды УИЛЬЯМС👇
Вошла на альбом и замечательная кавер-версия "It Don’t Bother Me/ Это меня не беспокоит" Берта ДЖЕНША, английского поэта с гитарой в руках, который если бы не заливал так много за воротник, был бы возвеличен и почитался не менее самого Боба Дилана. Слово Роберту ПЛАНТУ:
Когда я учился в коллeдже, я многo времени прoводил в клубах, где играли фoлк. Я считал, что это круто тусоваться c фолк-группами и джазменами. Я с упоением слушал Берта Дженша, поэтому мы и записали его прoникновенную "It Don`t Bother Me". Я слушал британских музыкантов с гитарами, которые привозили с севера Африки новые приемы игры на струнных. И всё это сплеталось с психоделикой с Западного пoбережья Aмерики, где царили Jefferson Airplane и Kaleidoscope. Я вникал в эту музыку и чувствовал себя частью тайного общества. Это очень важно в 16 лет читать самую крутую книжку или демонстративно сидеть на скамейке в сквере с первым альбомом Дилана, так, чтобы это все замечали"👇
И снова слово берёт Роберт ПЛАНТ:
"Мне очень радостно от того, что мы смогли поделиться скрытыми сокровищами - песнями из других времён. Некоторые из этих песен появились 100 лет назад. Мы просто не можем себе сейчас представить, при каких обстоятельствах люди их пели тогда. Мы посмотрели на эти песни под иным углом. И в процессе освоения этих песен действительно возникла особая химия - между мной и Элисон, когда мы придумывали, как расчистить в сегодняшней среде пространство для этих песен, которые накрепко привязаны к своему времени, безвозвратно ушедшему.
Мы приложили максимум усилий, чтобы показать слушателю, что они того заслуживают. Если вы найдёте время послушать их - это уже хорошо! Но а если они не будут приняты - достаточно того, что они нравятся нам"
Я поймала себя на мысли, что когда я слушаю старую музыку, как на этой пластинке, это один из тех немногих случаев... когда у меня просыпается любовь к человечеству. Я слышу лучшую часть ДУШИ людей! Я знаю, что это их единственный способ выразить свою связь с вечностью, как бы мы это ни называли. В современной музыке, увы, этого уже нет. Улетучилось! Напрочь!
Как жаль, что люди больше не могут так выражать себя...
Когда поют Роберт и Элисон, пространство между ними напряжено так, что вот-вот заискрит, а то и закоротит. Их голоса переплетаются и плывут в том воздушном пространстве, где нет печали и тяжести прожитых лет, а навстречу, по-прежнему, бежит со всех лап "ЧЁРНЫЙ ПЁС", "НАД ХОЛМАМИ" вырастает "ЛЕСТНИЦА В НЕБО", а по дороге между "ТУМАННЫМИ ГОРАМИ" и "РАЗРУШАЮЩЕЙСЯ ПЛОТИНОЙ" забытые и полузабытые менестрели идут весёлой компанией с бубнами и гитарами, то и дело "СНИМАЯ ШЛЯПУ ПЕРЕД Роем ХАРПЕРОМ".
"Битва продолжается!"
А на сегодня всё-ё! Засим пока!😉
Изо всех сил удержать крышу пыталась Мэри М