Приветствую вас!
Сохрани, чтобы не учить!!!
У мотоцикла всего два колеса и это заставляет производителей, уделять подвескам более пристальное внимание. Передняя подвеска мотоцикла является одной из главных деталей, наряду с рамой, передняя вилка является главным компонентом любого байка, отвечающая за комфорт и красивый силуэт мотоцикла в целом. В этой статье, рассчитанной больше на новичков, я постараюсь описать устройство практически всех конструкций мотоциклетных вилок.
Для начала, прошу ознакомиться с техническими терминами:
Steering Axis – ось управления;
Rake Angle – “рейк”, угол наклона вилки;
Trail – “трейл”, расстояние на земле между осью колеса и линией, продленной от оси рулевой колонки;
Wheelbase – колёсная база, расстояние между осями, от переднего до заднего колеса;
Начнём с самого распространённого вида подвески - телескопическая. Подвески этой конструкции ставятся практически на все серийные мотоциклы. Конструкция простейшего "телескопа" совсем не сложная, её главные детали — это подвижные трубы, скользящие во втулках, расположенных в неподвижных трубах (перьях). Наличие заменяемых по мере износа втулок и резиновых прокладок, делает телескопическую вилку довольно-таки долговечной. Первый раз телескопическая подвеска, была применена датской компанией Nimbus, ещё в 1919 году.
А к 30-м годам прошлого века, компания BMW тоже начала ставить "телескоп" на R-35. Первые модели телескопических вилок были сухими, то есть не имели гидравлической системы. Немного позже стали применять масло, которое позволяло гасить колебания перьев вилки. Инженеры тоже "не стояли на месте" и более толстые подвижные трубы стали устанавливать сверху, эти более толстые трубы вилки стали неподвижными. Так родился "перевёртыш" — современная телескопическая вилка перевёрнутого типа. Установка более толстых и более жёстких труб вверху в траверсах, позволила сделать телескопическую вилку более жёсткой на скручивание и это существенно улучшило управляемость и комфорт мотоцикла на высоких скоростях.
Вначале эту конструкцию устанавливали на спортбайках и "кроссачах", а затем она перешла на серийные дорожные мотоциклы. Позднее "перевёртыш" стали ставить на некоторые серийные чопперы или круизёры (Yamaha XV 1700 Warrior, Suzuki Desperado, Suzuki VTX, Triumph Rocket III и др.) Устройство более современных телескопических вилок перевёрнутого типа, которые устанавливают на современные спортбайки и кроссовые мотоциклы чуть более сложное и здесь применяется система, с помощью которой можно регулировать хода отбоя или сжатия.
Это позволяет настроить переднюю вилку мотоцикла под вес водителя и дорожные условия, и позволяет настроить управляемость байка. К тому же на самых современных вилках появилось анти-клевковое устройство, позволяющее устранить клевок мотоцикла при резком торможении. Современная телескопическая вилка перевёрнутого типа — вроде как идеал, к которому стремились и мото-инженеры, и все мотоциклисты мира, а другим конструкциям суждено кануть в лету, ну или прозябать в мотоциклетных музеях мира? Всё так бы и было, если бы не кастомайзинг и модное нынче направление — old school. И мы плавно переходим к более экзотическим моделям.
Передняя подвеска Springer (любовь old school). Она представляет из себя маятниковое устройство с пружиной (пружинами), служащее амортизирующим элементом мотоцикла. Широкое применение подвеска springer обрела в первой половине прошлого столетия, в США. Основное отличие спрингера от телескопа — это наличие третьей траверсы, в которую упираются пружины или амортизатор. Ну и перья вилки более тонкие и изящные, чем у телескопа. Конструкцию этой передней вилки можно условно подразделить на две половинки, представленные параллельно идущими подвесками. Последняя жёстко фиксируется к раме мотоцикла, а вторая полностью подвижна в движении. Внизу эта парочка соединяется между собой при помощи подвижных коромысел. В самом же верху неподвижная и подвижная вилки примыкают друг к другу через амортизационную пружину (или несколько пружин). Последние используются для сглаживания дорожной вибрации и различной степени колебаний. Траверсы указанной выше конструкции чаще всего приварены. Первоначально эту часть ходовой устанавливали на американские мотоциклы Harley-Davidson. Тем не менее, в средине 20-го века появились менее требовательные в уходе телескопические передние подвески и от использования вышеуказанного типа амортизационного механизма решили отказаться. Как и говорилось выше, они обрели вторую жизнь с широкой популяризацией кастомизации, и повсеместным созданием choppers и bobbers. История создания вилки springer началась пять веков назад, когда придумали винтовую пружину. Способность этого незамысловатого механизма поглощать механическую энергию, человечество заметило давно. С появлением первых транспортных средств для борьбы с дорожными неровностями, ведущими к постоянному утомлению водителей, стали применяя именно пружинные устройства. Так, в конце 19-го века, свет увидели разнообразные вилки, эволюционировавшие в итоге в springer.
Эту вилку обожают кастомайзеры, как ещё удлинять колеса, без такого оригинального амортизационного механизма?! Дело в том, что длинна труб вилки, фактически вообще не влияет на ход её коромысел. Благодаря существенной жёсткости, вылет вилки можно далеко вперёд, что не сработает в случае с телескопическими подвесками. Тем не менее, у этого устройства имеются и свои минусы. По мягкости амортизации, этот вид вилки существенно отстает от телескопического. Сократить разницу в поглощении дорожной вибрации можно за счет установки колеса "R16", что позволит поглощать в пути мелкие и средние неровности. Также к минусам можно отнести невозможность изменения трейла без использования разного рода приспособлений, а также невозможность гасить вибрацию в условиях отсутствия амортизационного устройства. Едем дальше по old school.)))
Girder в переводе с английского — ферма. Это передняя подвеска мотоцикла параллелограммного типа, второе название этого типа вилок трапеция (trapeze). Она устанавливалась на большинстве серийных мотоциклов 20 — 30-х годов, двадцатого века. Кстати, в 60-е годы прошлого века, эти подвески устанавливались на самодельные чопперы, не реже чем springer. Параллелограммные вилки, так же как и springer, оказались бы сейчас вымершим видом, если бы не "old-schoolmania", захватившая мир кастомайзинга в XXI века. Вилки girder, бывают как классические трубчатые, так и в виде штампованных из листового металла перьев-ферм. Перья параллелограммных вилок некоторых эксклюзивных конструкций, могут быть подвешены на осях только на нижней траверсе, а сверху они опираются в амортизатор, расположенный горизонтально. Здесь также как и у springer, имеются игольчатые подшипники, или бронзовые втулки, которые при необходимости несложно сделать самостоятельно. Но втулки/подшипники, расположены на осях рычагов не внизу как у спрингера, а вверху. Ход сжатия у таких подвесок небольшой, по сравнению с "телескопом", но зато они не так сильно клюют при торможении. Главный плюс параллелограммных подвесок для мотоцикла, как и в случае со springer — это простота ремонта и эксклюзивный внешний вид.
Рессорная вилка, или leaf spring fork. Подобные вилки когда-то устанавливали на классические Indian, а потому их часто называют "индейскими". Эта конструкция появилась ещё на самых первых серийных мотоциклах, например на BMW R32 1923 года. Этот вид подвески вернулся, как и предыдущих два, благодаря "old-schoolmania". Кроме "рессорных-индейских", в эту категорию попадают и совершенно экзотические "штуки", встречавшиеся на некоторых чопперах конца 60-70-х годов, с настоящими автомобильными рессорами вместо перьев. Были такие и в СССР - ПМЗ А 750. Особенно большой вклад в популяризацию рессорных вилок внёс известный кастомайзер Хэнк Янг. Он делал уникальные кастомы не только с передней рессорной подвеской, но и с рессорой сзади. Хоть рессорная подвеска имеет очень маленький ход и не имеет системы амортизации, а также, не подходит для поездок по плохим дорогам, но эксклюзивный внешний вид не как у всех, она гарантирует.
Рычажная подвеска появились в начале 1950-х годов, на некоторых серийных мотоциклах, к примеру на BMW R50 1955 года. Кстати, в 50-70-е годы прошлого века и наш советский мотопром использовал рычажные вилки на мотороллерах тульского производства (Тула, Тулица, Турист). Основное достоинство такой конструкции — это комфорт и плавность по шоссе. А главный недостаток подвески в том, что на слишком большой скорости она начинают "рыскать" (если ещё и втулки подубиты) и управляемость мотоцикла мягко говоря требует сбросить газ. В нашей стране подвески этого вида ставятся на тяжёлый мотоцикл с коляской "Урал".
В разработках самых современных и оригинальных вилок для серийных байков лидирует всё тот же концерн БМВ, который всегда славился гениальными инженерами, как в авто, так и в мото-индустрии. Им удалось разработать и внедрить в серийное производство, знаменитые вилки Telelever и Paralever. Ярким пример тому, модель BMW R1200C, у которой двигатель, выполняет функцию рамы. Мощный А-образный рычаг своей вершиной (через шаровую опору) опирается на нижнюю траверсу телескопической вилки, а двумя другими концами рычаг через втулки крепится к двигателю. В середину рычага упирается амортизатор, который своим верхним концом прикреплён к переднему подрамнику. Ну а верхняя траверса так же как на обычных телескопах удерживает неподвижные перья вилки.
И ещё одна оригинальная конструкция подвески от BMW. Вроде похожа на Girder, но крепится она через шаровые опоры, закреплённые в мощных рычагах. Ну а её связь с рулём, происходит через шарнирную рулевую тягу. Перья вилки массивные на вид, но лёгкие (ибо легкосплавные) и очень жёсткие, так же как и рычаги. Жёсткость такой вилки ощутимо превышает, даже современные вилки перевёрнутого типа. Этим как вы поняли, страдают все подвески в стиле old school, да сам стиль, не терпит лишнего. Все новые разработки в этой сфере, описать в одной статье, конечно проблематично, но я надеюсь, что познакомил вас с основными видами передних подвесок для мотоцикла, успехов всем на дороге!
Благодарю за внимание!
Статьи по теме "тех-поддержка":
- Косуха;
- Памятка по двигателям H-D;
- Типы рам Choppers H-D, преобладающие в кастомайзинге;
- Шпора по шинам;
Подписывайтесь на канал "13 Garage"!
МаксWolf