Найти в Дзене
Александр Дедушка

Что самое страшное Гоголь видел в России? И как оно выглядит сейчас?

Оглавление
Хома Брут и Панночка
Хома Брут и Панночка

Гоголя не без оснований считают самым «страшным» писателем России.

Никто ни до него, ни после не описывал такие «ужасы», которые виделись ему в жизни его современников.

Первые из этих ужасов – мистические, когда под пером Гоголя оживала вся возможная и невозможная нечисть (мертвецы, утопленники, колдуны, ведьмы, Басаврюки, Панночки, Вии и проч. и проч.).

Причем, вся эта нечисть была описана так реально и с такими подробностями, что до сих пор содрогается душа и невольно задается вопросом, насколько автор был реальным «очевидцем» всех этих «ужасов».

Но не менее страшны и вполне реальные ужасы, описанные Гоголем.

Ужасы расчеловечевания, ужасы превращения человека в вещи и, самое главное, ужасы омертвения и превращения людей – в самые настоящие «мертвые души».

Все это тоже прописано так тщательно и с указанием всех закономерных этапов этого «омертвления», что опять же душа начинает стенать от невозможной «реальности» всего описанного.

После Гоголя разве что Достоевский продолжил это бесстрашное описание «дна» человеческого общества и дна человеческой души.

А сам Гоголь так и остался первооткрывателем всех этих «мистических» и «реальных» ужасов, которые отныне станут визитной карточкой России и русской души.

Причем, он оставался таким «первооткрывателем» до конца своих дней и, более того – видел все эти ужасы до последних дней своей жизни.

Уже в последний год своей жизни он рассказал об одном своем «страшном впечатлении» своему другу.

Давайте к нему присмотримся, а потом попробуем соотнести с картиной современной России.

«Знаете ли, что на днях случилось со мной? Я поздно шел по глухому переулку в отдаленной части города; окна были открыты, но завешены легкими кисейными занавесками…

Я остановился, заглянул в одно окно и увидел страшное зрелище. Шесть или семь молодых женщин, которых постыдное ремесло сейчас можно было узнать по белилам и румянам, покрывающим их лица, опухлые, изношенные, да еще одна толстая старуха отвратительной наружности усердно молились Богу перед иконой, поставленной в углу на шатком столике. Маленькая комната, своим убранством напоминающая все комнаты в таких приютах, была сильно освещена несколькими свечами. Священник в облачении служил всенощную, дьякон с причтом пел стихири. Развратницы усердно клали поклоны. Более четверти часа я простоял у окна. На улице никого не было, и я молился вместе с ними, дождавшись конца всенощной.

Страшно, очень страшно. Эта комната в беспорядке, эти раскрашенные, развратные куклы, эта толстая старуха и тут же – образа, священник, Евангелие и духовное пение. Не правда ли, что все это очень страшно».

Остановимся и переведем дух. Вам не страшно?

А может быть, вы даже умилились: как же, как же - даже эти проститутки и те не оказались вне Божьего покровительства? Они тоже обращаются к Богу, и не остаются без ответа?..

Но Гоголь бы не был Гоголем если бы не увидел бы здесь чего-то ужасающего…

Он его всегда видел – и в очередной раз ужаснулся уже на излете своей жизни, может, уже в последний раз.

Чего же он ужаснулся?

Отчасти он сам это поясняет – сочетанию несочетаемого!..

Разврат – и образа святых, опухшие лица, грим, румяны – и Евангелие, беспорядок притона – и духовное пение…

Он ужаснулся невероятному лицемерию всего происходящего!

Смотрите, здесь и священник и толстая старуха – здесь есть люди, которые могут «разрушить» при желании весь этот вертеп или хотя бы убедить этих «развратниц» отстать от своего ремесла!

Хотя бы попытаться это сделать!..

Но – нет!.. Священник, скорее всего, получил свои деньги – и делает свою службу, не задаваясь никакими вопросами.

А толстая старуха – она, скорее всего, и является содержательницей этого притона. Сутенерша, по-современному.

Она, судя по всему, и пригласила священника. Ей и в голову не придет прикрыть этот «приют» - она с него кормится.

А священника пригласила для того, чтобы все было, «как у людей».

Чтобы и свою совесть (если она у нее еще осталась, что сомнительно) успокоить и своим содержанкам создать иллюзию: «Все нормально, девочки! Сейчас Богу послужим, а потом снова – за работу!»

Разве все это не страшно?

Но, видимо, и этого еще недостаточно для полного ужаса!

Гоголь не мог не увидеть во всей этой картине грозную картину приговора современной ему России – и заглянуть в ее будущее.

Не мог не увидеть он того, что все это не может продолжаться бесконечно, и современная ему Россия обречена.

Что Бог не будет терпеть этого вопиющего лицемерия, ибо нет большего греха, которое так беспощадно и неуклонно обличал Христос как грех лицемерия.

Прошло почти 200 лет. И что же мы видим сейчас?

Сейчас картина еще ужаснее.

Современные сутенеры и проститутки, ими крышуемые, уже не приглашают никаких священников.

В картине, увиденной Гоголем, мы могли предположить хотя бы одну черту, дающую надежду.

Может быть, в душах тех проституток, которые молились на его глазах Богу, родится хотя бы со временем протест против греха и желание изменить свою жизнь.

Как у той проститутки, которую отпустил Христос без осуждения после спасения ее от побиения камнями. (Ин. 8.11.)

Может быть, может быть…

Может, кто-то из них подобен Сонечке Мармеладовой, описанной Достоевским, которая ждала только встречи с Раскольниковым, чтобы изменить свою «проституточную» судьбу.

Увы – у современных проституток уже нет даже этой надежды.

Но лицемерие, описанное Гоголем, никуда не делось. Оно только распространилось сейчас на всю страну.

Сейчас вся Россия, вновь украшенная храмами и монастырями, представляет собой тот же самый «приют», увиденный Гоголем.

Проводятся службы, блестят купола, священники так же служат…

А народ – это те же самые «проститутки» и их сутенеры.

Народ служит «мамоне», но, как та «толстая бабка», описанная Гоголем, не прочь при случае зайти в храм и поставить свечку: «Мы же как-никак православные!.. Все должно быть, как у людей»

Вам не страшно?..

Если Господь смел ту Россию, где лицемерие так явно процветало в среде проституток, неужели, вы думаете, Он будет терпеть современную Россию, где лицемерами стал уже весь народ почти поголовно?..

Или вы хотите увидеть все это своими глазами?