Некоторые знают Татевик Азарян как талантливого поэта, другие – в качестве основателя интересных межнациональных проектов. Как она пишет свои произведения, в чём заключается её успех и как поступить тем, кто только начинает служить музам – ответы на эти вопросы Татевик дала «Крымской газете».
Больше новостей на сайте "Крымской газеты
Соединяя миры
– Татевик, вы являетесь основателем «Цирани кориз» (в переводе с армянского – «абрикосовая косточка») – Союза творческих армян Крыма. Как вам пришла идея его создания?
– Одним из основателей. Я больше инициатор идеи, генератор проектов. Союз был основан в 2016 году. В какой-то момент мне стали интересны проекты межнационального характера. Захотелось показать свою национальную культуру через призму современного искусства, чтобы о ней узнало ещё больше людей. Мне важно было выйти за рамки армянской диаспоры и познакомить, используя интересные инструменты, со своей родной культурой. Тогда было очень много новых творческих людей армянского происхождения. Они были голосом, о котором мало кто знал. Но и были довольно популярные авторы, известные внутри общины.
– Какой ваш любимый проект в рамках союза?
– Каждый проект дорог по-своему, могу выделить, например, «Я часть». Он очень близок мне по духу, потому что это была моя личная история, которую хотелось рассказать людям. Фотовыставка была посвящена крымским «метисам». Поскольку у меня папа армянин, а мама русская, то всю сознательную жизнь я задавалась вопросом: «А кто же я?» Когда общалась с подобными людьми, понимала, что не одинока. Идея очень долгие годы не была реализована, а потом появился ресурс. Восемь фотографов снимали тридцать человек разных национальностей. Участникам задавали три вопроса, а их ответы размещали под их портретами. Кто-то даже сказал, что считает себя человеком мира. Нам хотелось показать, насколько мы многогранны в Крыму. Многие участники рассказали, что впоследствии задумались, кто же они на самом деле. Они смогли посмотреть на себя с другой стороны. Некоторые после проекта связывались с родственниками и хотели узнать больше о своей культуре. По мотивам этой фотовыставки одним из кураторов наших проектов был снят короткометражный документальный фильм. Фильм получил всероссийскую премию «Золотой апельсин».
– Почему союз перестал действовать?
– Проекты, по сути, основываются всего на двух-трёх людях. Люди устают, выгорают, кто-то уезжает. У меня тоже был очень долгий период затишья. С 2019 года все проекты союза были приостановлены. Но всё это время мы были соучастниками иных проектов. Всё, что мы делали, – это очень качественные продукты, я ими горжусь, как и людьми, с которыми работала над ними.
Много о любви
– Вас называют олицетворением молодой армянской русскоязычной поэзии. Как вы к этому относитесь?
– Честно, никогда не думала, что так может получиться и меня так могут назвать. Непривычно, когда слышу такие вещи. Долгое время не могла называть себя поэтом. Это приятно слышать, порой удивительно.
– Кажется, что в молодости у поэтов две ведущие темы – это любовь и смерть. А какие темы и мотивы близки вам?
– У всех поэтов мира в целом тематика одна – любовь. Но что есть любовь? У каждого она своя. Любовь во всём. А смерть затрагивает всё-таки больше молодёжь на пике гормонального всплеска, я так считаю. Любое творчество – это отображение себя, и оно имеет место быть. Лично у меня очень много о любви.
– О чём бы вы никогда не взялись написать?
– На заказ. Мне поступает много предложений. Я вообще не понимала, как это происходит. Казалось бы, профессиональный поэт должен писать на любую тему, но я так не работаю. Не то чтобы это муки творчества – это муки личности. Не представляю, как можно свою непрожитую эмоцию выписать в тексте и получить за это деньги. Для меня это словно обман читателя или слушателя. Всё, что я пишу, идёт из глубины.
– На ваш взгляд, существует предвзятое отношение к молодым поэтам?
– Смотря в какой среде. Я начала писать стихи в 29 лет, после рождения своего второго ребёнка. Не слышала и не сталкивалась с предвзятостью.
Есть профессиональные закрытые сообщества, там всё, что хочешь, можно увидеть и услышать. Но публично не слышала никогда. Я всегда из-за этого переживала, честно сказать. Тяжело преодолевала барьер, чтобы начать выкладывать своё творчество в Сеть. Ты же делишься с миром чем-то сокровенным. Переживала, что это будет воспринято как попытка выставить себя напоказ. А это оказалось совсем не так.
– Тенденция не читать книги приводит к тому, что новым именам сложнее пробиться к слушателю. Можно ли стать популярным поэтом, публикуясь только в Интернете?
– Мне было бы легко ответить на этот вопрос, если бы у меня сейчас на столе лежала моя выпущенная книга и я могла бы проследить её динамику и, соответственно, вместе с ней и своего развития. Но стать популярным, публикуясь в Интернете, безусловно, можно.
Использовать возможность
– На каких площадках вы размещаете свои стихи?
– Я создала группу «ВКонтакте» и начала всё публиковать там. В неё сначала заходили свои люди, а потом не только они. Делятся стихами, пересылают, распространяют моё творчество. Сейчас столько ресурсов, столько возможностей для молодых поэтов. Начинают многие так, а потом публикуют свои сборники. У меня уже есть и рукопись, и дизайн для сборника, но каждый раз задаю себе вопрос: а нужно ли это мне? Пока не решила. Раньше было страшно даже просто в Интернете размещать. Я поняла, что у каждого найдётся своя публика и свой слушатель.
– Как вы находите площадки для чтения своих стихов?
– Публиковать стихи – это одно, а публично выступать – совсем другое. Когда я начинала это делать, то для меня это был какой-то нонсенс. В первый раз я думала, что придёт пара близких людей, но увидела совершенно мне незнакомых. Поняла, что им это интересно. А значит, это повод расти в этом направлении. А потом меня начали приглашать выступить с поэтическими вечерами и даже платить гонорары. Тогда я осознала, что, видимо, это уже профессиональная деятельность.
– Правда ли, что нужно войти в определённое эмоциональное состояние, чтобы появились стихи?
– Я живу в разных определённых эмоциональных состояниях, вся жизнь соткана из разнообразных состояний, чувств и эмоций. А ещё, мои стихи раньше появлялись вследствие какого-то медитативного действия – например, во время мытья посуды. Я серьёзно, был и такой опыт, вполне успешный. Стихи появляются неожиданно. Самый мой любимый стих получился, когда заклинил дверной замок и я ждала мастеров. Рождение стихотворений – интересный и порой непредсказуемый феномен.
– Считаете ли вы, что поэтами становятся через страдание?
– И да, и нет не скажешь. Для каждого страдание разное. Безусловно, поэтами становятся от большого душевного переживания.
– Должны ли юноши и девушки пробовать писать стихи?
– Если есть в этом потребность, есть к этому способность, почему бы и нет. Я считаю, что пропагандировать нужно то, что любое творчество (не только стихосложение) – это способ вещания, инструмент донесения любой позиции, любого состояния. Важно, какие ценности ты транслируешь. Не важно, стихи ты пишешь, кино снимаешь или что-то ещё.
ФАКТЫ
Среди любимых поэтов – Фёдор Тютчев, Сильва Капутикян, Иосиф Бродский, Ника Турбина, Анна Ахматова, Вера Полозкова.
Стихотворения Татевик Азарян публикуются в альманахе Союза крымских армянских писателей «Родина в сердце», журнале «Голубь Масиса», «Литературной газете»
Анастасия ПЕТРОСЯН, Борис СЕДЕНКО
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления!
Выходят из комы: на Западе меняется отношение к статусу Крыма - Захарова
С какими юридическими сложностями можно столкнуться при разводе