Почему именно с этой фотографии я хочу начать свой рассказ, потому что наш сегодняшний "герой" может быть, как раз тем человеком, в штатском стоящий за спиной Николая Александровича Иванова.
В 1868 году у купца Хлудова Максима Александровича, тот, что открыл первый кожевенный завод в Ташкенте, служил приказчиком, молодой человек и звали его Александр Егорович Громов.
Как и при каких условиях он попал в Ташкент, я не нашла (фото тоже), но уже в 1873 году определяется вольнонаёмным в Семиреченский казачий полк, который отправился в составе Туркестанского отряда под командованием генерал-адъютанта К.П.фон Кауфмана, в поход на Хиву.
А.Е.Громов воевать не собирался, он стал маркетантом, то есть снабженцем. И надо отдать должное у него это хорошо получалось. Он даже умудрился при походе через пустыню, к Пасхе, доставить свежие и не разбитые яйца.
А.Е.Громов мог достать абсолютно все, всеми правдами, а иногда обманом и угрозами. За поставку в нужном количестве и в срок верблюдов, сыскал уважение среди командования. Здесь ему не было равных.
В 1880 году по поручению генерала М.Д.Скобелева, возглавляющего Ахал-Текинскую экспедицию, с А.Е.Громовым подписывается контракт на поставку в Красноводск 5000 верблюдов.
В 1881 году М.Д.Скобелев пишет своему другу, Н.И.Гродекову письмо, где по пунктом № 6 написано : «Кончать с Громовым». А дело было в том, что А.Е.Громов, который так был необходим М.Д.Скобелеву, уже 8-мь месяцев прозябал в Ташкентской тюрьме по личному распоряжению К.П.фон Кауфмана.
Причиной послужила жалоба А.Е.Громова в военное ведомство о задолженности перед ним в сумме 14 тысяч золотых рублей. К.П.фон Кауфман посчитал, что негоже наживаться на войне и заточил жалобщика в секретные казематы. Вопрос с освобождением решил вновь назначенный генерал-губернатор М.Г.Черняев.
«Историки пишут, что туркменская кампания была выиграна М. Д. Скобелевым в значительной степени с помощью правильной организации доставки военных грузов (в том числе артиллерийских боеприпасов) на верблюдах А. Е. Громова.»
Как бы там не было, но А.Е.Громов возвращается после войны в Ташкент с наградой — орденом Святого Владимира четвертой степени, и с 500 000 золотых рублей.
Выражаясь современным языком, каким бы, А.Е.Громов не был замечательным снабженцем, предприниматель из него не получился.
В 1883 году купец 1 гильдии А.Е.Громов задумал ряд торгово-промышленных предприятий.
В 1886 году Громов владел: винокурным, водочным, пивоваренным заводами. Пытался открыть свеклосахарный и чугунолитейный заводы, не хватило средств.
Потеряв все средства, он потянул за собой и разорил своего тестя, Ташкентского купца Ивана Васильевича Крюкова.
И вот тут руку помощи протянул Великий князь Николай Константинович, назначив А.Е.Громова управляющим оросительными работами. Великодушием послужило участие, тогда еще не опального князя, в Хивинском походе.
Так же за чудесное спасение, благодаря А.Е.Громову, за что он был награжден Георгиевским крестом 4 степени, Светлейшего князя Евгения Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского , участника тех же событий.
Однако князь, заметив не чистое, выгоняет А.Г.Громова и тот на 39 листах пишет в Петербург донос на Великого князя, обвинив его во всех смертных грехах, и попросил получаемые средства от оросительных каналов- отнять.
На верху все проверили, ни что не подтвердилось, а вот А.Е.Громову дорога в Туркестан была навсегда закрыта.
Но А.Е.Громов со своими способностями снабженца, «пристроился» к военному министру А.Н. Куропаткину и принял участие в Русско-японской войне, получил орден Св. Владимира 3-й степени с мечами и чин Действительного статского советника, что ровняется генерал-майору.
#ташкент #купец громов