Звезда британской драматургии Том Стоппард — автор пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и сценария к фильму «Влюблённый Шекспир». С Россией его связывают особые отношения и любовь к русской культуре: 15 лет назад московская публика бурно обсуждала постановку трилогии «Берег утопии» о Бакунине, Герцене и других социалистах, анархистах, философах и писателях России XIX века в РАМТе. Спектакль длился восемь часов! А в 2012 году говорили уже о фильме «Анна Каренина» режиссёра Джо Райта по сценарию Тома Стоппарда. Сейчас появился новый повод вспомнить и о Стоппарде-драматурге, и о его личной истории: в московском кинотеатре «Октябрь» прошла премьера киноверсии лондонской постановки последней пьесы Стоппарда «Леопольдштадт».
«Леопольдштадт», поставленный на сцене лондонского Национального театра в традициях добротного английского реализма, связан с той правдой, которую Том Стоппард начал постепенно открывать о своей семье уже в 1990-е годы. Маленьким мальчиком он с родителями попал из Чехословакии в Сингапур. Владелец обувной фабрики, где те работали, решился спасти рабочих евреев и отослать их в 1939 году в Сингапур, где находился филиал обувного производства.
Но на Сингапур надвигались японцы. Отец драматурга погиб, мать с двумя сыновьями бежала в Индию и позже вышла замуж за майора Стоппарда, члена британской дипломатической миссии. Так началась безоблачная с виду жизнь в Британии: хорошие школы, счастливая литературная карьера... О прошлом говорили мало, и только позже Том Стоппард стал исследовать прошлое семьи своей матери. Кроме неё и двух мальчиков никто из живших в Чехии не спасся, — страшная математика, которую Стоппард превратил в живую историю, пусть и с выдуманными персонажами.