Найти тему
Daniel the Rocket Master

"Американские ракеты с русскими двигателями" - подробный разбор с цифрами и статистикой.

Оглавление

"Американцы запускают свои ракеты на наших двигателях, свои нормально сделать не могут" - сколько раз такое приходится слышать. Да, есть американские ракеты, на которых стоят российские двигатели. Но далее простоватые комментаторы делают два вывода: что наши двигатели однозначно лучше (что спорно), и что своих двигателей в США сделать неспособны (что бесспорно является ложью).

В общем, вместо различных оценочных суждений (которые являются спутниками манипуляций и пропаганды), разберём фактический материал. Смотреть будем рыночный успех американских ракет на российских двигателях, и сравнивать их с американскими ракетами на американских двигателями. Подробно по годам посмотрим, какую долю американского рынка забрали российские двигатели, у кого забрали, кому уступили, как менялась ситуация, и что ещё видно из статистики запусков в США.

Сразу сделаю необходимые оговорки. Запуски будем смотреть с 2002 по 2021 года. 2002 - потому что в том году совершила первый полёт ракета Атлас-5, использующая двигатель РД-180 - самая многочисленная и успешная из американских ракет на российских двигателях. Всего таких ракет три: Атлас-3 (всего 6 полётов с 2000 по 2005, снята с эксплуатации), Атлас-5 (89 запусков, до сих пор используется) и Антарес (15 полётов с 2013 года, используется). Всего три из полутора десятков американских ракет используют двигатели из России.

2002

США в 2002 году совершили 17 космических пусков (Россия - 24), из них 15 успешных, 1 аварийный и 1 частичный успех. На картинках ниже приведены типы ракет, стартовавших в США в 2002.

Чаще всего стартовал Спейс Шаттл - 5 раз (29,41%) - оно и понятно - активная фаза сборки МКС, один из полётов был к Хабблу. Второе место (3 пуска, из них одна авария, 17,65%) - Delta II, на первой ступени двигатель RS-27, кислород-керосин. Остальные типы ракет совершили по одному пуску. Из них на ракеты с российским двигателем РД-180 (Atlas III и Atlas V) - 2 запуска (11,76%). Надо думать, этот процент будет расти, за чем мы и посмотрим ниже. По нагрузкам - РД-180 вывели две коммерческие нагрузки - французский и американский спутники связи.

2003

В 2003 году США осуществили 23 космических пуска (Россия - 21), из них все пуски были успешные, но была одна авария при посадке - тот самый полёт Шаттла "Коламбия".

По типам ракет чаще всего летала Delta II - 7 пусков (30,43%). Второе место - Pegasus - 4 пуска (17,39%). У нескольких ракет по два пуска, в том числе у Atlas III и Atlas V. В сумме у РД-180 четыре пуска (17,39%). Таким образом в 2003 году российские двигатели увеличили свою долю почти до одной пятой американского рынка. По нагрузкам - были выведены три коммерческих спутника связи, и один спутник связи для министерства обороны США.

2004

У США 16 пусков (Россия - 18).

Лидер - всё также Delta II - 7 пусков (43,75%). Atlas II совершил 4 пуска (25%) и завершил эксплуатацию. Спейс Шаттлы в 2004 году после катастрофы "Колумбии" не летали. На РД-180 пришлось два пуска (12,5%), доля уменьшилась (временно). Нагрузки - два коммерческих спутника связи.

2005

У США всего 12 пусков (У России в том году - аж 25).

Minotaur I (2000 - Н.В., 12 пусков) - твердотопливная ракета лёгкого класса.
Minotaur I (2000 - Н.В., 12 пусков) - твердотопливная ракета лёгкого класса.

Лидер - Delta II (три пуска, 25%). Вернулся к полётам Спейс Шаттл с одним пуском. Завершили эксплуатацию Titan IV (последняя из ракет серии Titan) и Atlas III. Таким образом, Atlas V стала (до поры до времени) единственной американской ракетой с российским двигателем.

На РД-180 пришлось три пуска (25%), четверть рынка. Нагрузки - коммерческий спутник связи, военный спутник и зонд MRO к Марсу.

2006

18 пусков у США (Россия - 22).

Falcon 1 (2006-2009, 5 пусков, из них 2 успешных) - ракета лёгкого класса, проложившая Илону Маску дорогу в космос.
Falcon 1 (2006-2009, 5 пусков, из них 2 успешных) - ракета лёгкого класса, проложившая Илону Маску дорогу в космос.

Самая популярная ракета - снова Delta II - 6 пусков (33,33%, треть американского рынка). Первый полёт совершила (неудачно) ракета Falcon 1 частной компании SpaceX.

Atlas V - два пуска (11,11%). Нагрузки - один спутник связи и один межпланетный зонд - "Новые Горизонты"

2007

У США - 19 пусков (у России 22). Из них 17 успешных.

Самая часто используемая ракета - обратно Delta II - 8 запусков (42,11%), почти половину рынка США. Напомню, двигатель RS-27, американский, кислород-керосин.

На второе место по используемости вышел Atlas V - 4 запуска (21,05%). Все четыре пуска - в интересах военных США. Один из них - частично успешный - вторая ступень "Центавр" отключилась чуть раньше и вывела спутник на неоптимальную орбиту.

2008

США - 15 пусков, из которых 14 успешных (Россия - 24).

Лидер - опять Delta II (5 пусков, 33,33%), второе место - "Спейс Шаттл", 4 пуска (26,66%). Falcon 1 впервые успешно вывел нагрузку.

У Atlas V 2 пуска (13,33%). Нагрузки - коммерческий спутник связи и спутник-шпион.

2009

24 пуска у США, одна авария (у России - 27 пусков).

Седьмой год подряд лидерство у Delta II - 8 пусков (33,33%). Второе и третье место делят "Спейс Шаттл" и Atlas V - по 5 пусков (20,83%). Четвёртое - Delta IV - 3 пуска, из них один Delta IV Heavy и два Delta IV Medium.

Тут заметим, что Delta IV Medium - прямой конкурент Atlas V, из той же весовой категории и коммерческой ниши. Дельта на американском двигателе и водороде, Атлас на российском и керосине. Так вот Дельта, как мы видим, летала значительно реже, и уступила первенство в своей нише Атласу. Похоже, надо статью написать об этой борьбе.

Пять нагрузок Атласа в 2009 - это три военных спутника, спутник связи и зонд LRO к Луне.

2010

В 2010 году США осуществили 15 пусков (Россия - аж 28), и есть некоторые перемены.

Во-первых, после семи лет подряд сменился лидер. Atlas V с двигателем РД-180 стал самой часто используемой ракетой США - 4 пуска (26,67%). Восемь лет почти безаварийной эксплуатации (1 частичный успех из-за верхней ступени) и очень выгодный ценник на запуск повлияли на доверие заказчиков. Следующие несколько лет стали апогеем успеха РД-180 на американском рынке.

Во-вторых, в том же 2010 году впервые полетела ракета Falcon 9, которая отберёт лидерство у РД-180. Но в 2010 году к ней ещё не было доверия, как к Атласу-5 в 2002....

4 нагрузки Atlas V - это солнечная обсерватория и три военных спутника, один из них - секретный космоплан X-37B.

2011

США - 18 пусков (Россия - 29, Китай - 19, США впервые оказались третьими по количеству пусков).

Atlas V - второй год подряд лидер американского рынка пусковых услуг - 5 запусков (27,78%). "Спейс Шаттл" - 3 пуска (16,67%) и в 2011 совершили свои последние полёты, с того года некоторое время американцы добирались до МКС исключительно на "Союзах".

2012

США - 13 пусков (Россия - 26, Китай - 19).

Atlas V совершил 6 полётов, третий раз подряд заняв лидерскую позицию и достигнув 46,15% рынка США (во многом благодаря малому числу пусков других ракет в том году). Falcon 9 - два полёта (15,38%).

2013

19 пусков у США (Россия -31, Китай - 15).

Atlas V четвёртый год подряд - самая популярная ракета США - 8 пусков (42,11%). Второе и третье место делят Delta IV и Falcon 9 - по три пуска (по 15,79%).

В 2013 году впервые полетел Antares - ещё одна американская ракета с российскими двигателями. На первой ступени стоит два НК-33. Я писал о ней отдельную статью. Ракету сложно назвать коммерчески успешной. Единственная нагрузка, которую она выводила и выводит - грузовой корабль Cygnus к МКС. Владелец (Orbital ATK, а позже Northrop) пытался найти коммерческих заказчиков, но это до сих пор не выходит.

Общая доля российских двигателей на американском рынке достигла 52,64% - более половины.

2014

США - 23 пуска (Россия - 34, Китай - 16).

Atlas V - опять самая часто используемая ракета - 9 пусков (39,13%). Второе место - Falcon 9 - 6 пусков (26,09%). Antares - три пуска (13,04%). Всего у российских двигателей 52,17% - второй год подряд более половины рынка США.

2014 год во многих смыслах стал переломным. Во-первых, ракета Antares с российскими двигателями НК-33 взорвалась на старте. Производитель, Orbital ATK не растерялся, и с 2015 года на ракетах Antares стоят другие российские двигатели - РД-181.

Во-вторых, санкции из-за известных событий. США не перестали закупать Российские двигатели РД-180 и РД-181 (которые уже как три года занимали около половины американского рынка). Но ситуация была признана нежелательной (как и ситуация с "Союзами"). В долгосрочной перспективе все дальнейшие проекты ракет с российскими двигателями стали высокорискованными и были прекращены, стартовали конкурсы на замену ракет с нашими двигателями (Vulcan на замену Atlas V). В краткосрочной перспективе многие заказы, которые могли быть перемещены с Atlas V на другую ракету, стали туде перемещаться. Такой "другой ракетой" чаще всего становилась Falcon 9 Илона Маска, поэтому с 2014 года началось снижение доли Atlas V и дальнейшее увеличение Falcon 9.

2015

20 пусков у США, 27 у России и 19 у Китая.

Лидер - всё ещё Atlas V (шестой год подряд, 9 пусков, 45% рынка США), но на пятки ему наступает Falcon 9 - 7 пусков (35%). Antares в том году не летал - после аварии его переводили на новые двигатели.

2016

США - 22 пуска (19 у России и 22 у Китая).

Первое место делят Atlas V и Falcon 9 - по 8 пусков (36,36%), Antares - 1 пуск с новыми двигателями - теперь это РД-181. У российских двигателей 40,91% рынка.

2017

Electron (2017 - Н.В., 23 запуска) - на сегодня самая популярная американская ракета лёгкого класса.
Electron (2017 - Н.В., 23 запуска) - на сегодня самая популярная американская ракета лёгкого класса.

США - аж 30 пусков (Россия - 20, КНР - 18).

Первое место окончательно перехватывает Falcon 9 - целых 18 пусков в год! (60%), второе - у Atlas V - 6 пусков (20%), также один пуск у Антареса. Игого российские двигатели владели 23,33% рынка.

2018

Falcon Heavy (2018 - Н.В., 3 пуска), американская ракета тяжёлого класса, на американских же двигателях.
Falcon Heavy (2018 - Н.В., 3 пуска), американская ракета тяжёлого класса, на американских же двигателях.

США - 34 пуска, 20 у России и 39 у Китая.

Лидер - Falcon 9 - 20 пусков (58,83%), почётное второе место - Atlas V - 5 пусков (14,71%), ещё два пуска у Антареса. Итого 20,59% у российских двигателей.

2019

США - 27 пусков (Россия - 25, Китай - 34).

Лидер всё также Falcon 9 - 11 пусков (40,74%), второе место - "Электрон" - 6 пусков (22,22%). 14,82% рынка США у российских двигателей. По два пуска у Антареса и Атлас-5.

2020

США - 44 пуска (Россия 17, КНР - 39).

Четвёртый год подряд лидер Falcon 9 - 25 пусков (56,82%), второе место также у "Электрона" (7 пусков), Атлас-5 - 5 пусков, Антарес - ещё два. Итого у российских двигателей - 15,91% рынка.

2021

США - 51 пуск. Много, но у Китая ещё больше - 56! У России 25.

Уже пятый год лидер - Falcon 9 - 31 пуск (60,78%), второе место опять у "Электрона" - 6 пусков. Атлас-5 - 4 пуска и Антарес - 2 пуска, итого 11,76% рынка у российских двигателей - РД-180 и РД-181.

Выводы

В отличие от пропагандистов разных мастей, "патриотов" нашей или других стран, мы акцентируем внимание исключительно на фактах, а не оценочных суждениях (оценки можно и нужно писать в комментарии).

1). Российские двигатели на американских ракетах - это исключительно три двигателя (РД-180, РД-181 и НК-33) на трёх типах ракет (Atlas III, Atlas V и Antares).

2). Всего с 2002 по 2021 год летали 23 типа американских ракет, из них только три с российскими двигателями, остальные - с американскими.

3). Когда мы говорим, что российские двигатели занимают большую часть американского рынка, это будет верно лишь для периода с 2012 по 2016 год, когда доля наших двигателей составляла более 40%, в дальнейшем эта доля только уменьшается.

4). Новых американских ракет с нашими двигателями ждать не приходится (высокие риски). Существующие долетают в ближайшие несколько лет. Atlas V - до того, как будет готов Vulcan ему на смену, Antares - до конца существования МКС (но может удастся заключить договоры с владельцами новых орбитальных станций).