Найти тему
Модная лавка 19 века

«Плоская подошва – это ещё не самое худшее»… Туфельки первой половины 19 века

В романе «Анна Каренина» описаны бальные туфельки Кити: «…розовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку».

Да уж точно! В 1870-х женские туфли становились удобными. Если интересно, можно посмотреть на них здесь:

Какие чулки и туфли носили в конце 19 века?

Каблучки не были высокими, они были средними.

Но главное – туфли начинают делать на правую и левую ногу!

А вот какие туфли носили во времена Джейн Остин. Мы видим здесь крохотный каблучок, острые мысы. И совсем одинаковые модели.

Женские туфельки, Англия, 1793 - 1798 годы.
Женские туфельки, Англия, 1793 - 1798 годы.
Бальные туфли с завязками времён Джейн Остин.
Бальные туфли с завязками времён Джейн Остин.

Я писала о том, как женская обуви утратила каблуки в конце 18 века, когда в моду вошли платья с высокими талиями в «греческом» стиле.

«Простенькая ткань обвисала и не имела формы»… Какую хитрость придумали дамы, чтобы платья в стиле ампир смотрелись красиво?

Merry-Joseph Blondel.  Felicite-Louise-Julie-Constance de Durfort, 1808 год.
Merry-Joseph Blondel. Felicite-Louise-Julie-Constance de Durfort, 1808 год.

Но в 1820-х мода изменилась. А туфельки остались такими же.

Хотя кое-что изменилось. Мысы стали округлыми. А ближе к 1830-м сделались квадратными. Это хорошо видно на женском портрете Драгонета.

Женские туфли, 1820-е годы.
Женские туфли, 1820-е годы.
Александр Драгонет. Мария-Каролина Бурбон-Сицилийская, герцогиня Беррийская, около 1830 года
Александр Драгонет. Мария-Каролина Бурбон-Сицилийская, герцогиня Беррийская, около 1830 года

Шли годы. Туфельки по-прежнему оставались без каблука. И шились на одну ногу.

Вот что сказано на сайте Музея искусства Метрополитен в пояснении к фотографии зелёных туфелек.

«В первые три десятилетия 19 века вечерние туфли носили как ярких, так и пастельных тонов. По мере того, как юбки удлинялись, меньше внимания уделялось обуви, и преобладающими стали черно-белые атласные туфли. Травянисто-зеленый цвет этой пары обуви был одним из немногих ярких цветов, которые сохранялись для вечерней одежды до 1840-х, хотя, судя по сохранившимся примерам, он занимал третье место после белого и черного. Эта форма оставалась стандартной более пятидесяти лет»…

Зелёные туфельки с квадратными мысами, 1835-1845 годы.
Зелёные туфельки с квадратными мысами, 1835-1845 годы.

Ещё одни нарядные туфельки из музея Метрополитен.

Нарядные вечерние туфельки, США, 1849 год.
Нарядные вечерние туфельки, США, 1849 год.

Кроме туфелек, женщины носили ботиночки, которые нередко упоминаются в классике. Они тоже долгое время были без каблука, и их часто покрывали сверху атласом или шёлком.

Ботиночки из шелка, льна и кожи. Франция, 1850-е. Музей Метрополитен.
Ботиночки из шелка, льна и кожи. Франция, 1850-е. Музей Метрополитен.

В ботиночках можно было даже танцевать на балах. Конечно, не на больших столичных, а на каких-нибудь дачных, летом в имении.

Где-то в 1850-х ботиночки приобрели каблучки. А потом и туфли начали делать с каблучками.

А потом кто-то, наконец, заметил, что правая и левая нога отличаются. Сделал «открытие века»:) И туфельки начали делать разными.

Ботинки середины 19 века с каблучками.
Ботинки середины 19 века с каблучками.

Императрица Мария Фёдоровна и женская мода 1880-х. Фотографии, платья и туфельки.

Туфли императрицы Марии Фёдоровны, покрытые серебристой парчой, 1880-е.
Туфли императрицы Марии Фёдоровны, покрытые серебристой парчой, 1880-е.

«Путешествие первым классом с посторонними в твоём купе»… Теряюсь и не знаю, что думать.

Изящные ботиночки и тёплые сапожки 19 века.

#стиль #мода и красота #искусство #интересные факты #история