ЛЕКЦИЯ 7
Есть ряд специалистов по менеджменту, которые рассматривают в качестве "двигателя" спрос (они работают в основном в рамках посткенсианства).
Они говорят оппонентам: Вы считаете, что есть изначально заданная структура потребностей, но наши наблюдения показывают, что спрос непредсказуемо меняется. Никто, к примеру, 10 лет назад не мог предсказать что будет покупаться сейчас, где будут прорывы...
Спрос (demand side) и неопределенность
Что такое неопределенность? Часто в научных статьях цитируют Д.Рамсфелда(министра обороны США), который говорил: "есть 3 категории явлений: есть известное известное, есть известное неизвестное (знаем что это важно, но не знаем параметров этого), а есть неизвестное неизвестное (что-то важное, но мы даже не знаем куда смотреть, мы даже не знаем - что это?). Вот это "неизвестное неизвестное" и цитируют в связке с неопределенностью.
Неопределенность не только "неизвестное неизвестное" - она гораздо шире.
Ортодоксы разрабатывают концепцию "Субъективной вероятности", это свойственно человеческому мозгу, при приоритизации событий стараемся присвоить им какую-то вероятность.
ОВГ: да я и сам иногда пользуюсь этим, рассказывая о каких-то событиях говорю: вероятность такого-то события 5%, а того - 15%. Это исходит из наличия какой-то статистики прошлых вероятностей.
По статистике погоды в ноябре 2 солнечных дня. Сколько было их в этом ноябре? (Было больше.) Что это значит? Что в следующем ноябре вообще не будет солнечных дней? Или следующего ноября вообще не будет? ))
Статистика помогает. Например, врачам статистика помогает существенно - понимать возможные исходы, подбирать процедуры, назначать препараты. Но больному эта статистика не помогает.
Для того, чтобы статистика помогала в бизнесе, каждый предприниматель должен стать "врачом", а не пациентом. А для этого надо структурировать мир.
Как структурировать мир в отношениях со спросом?
Поговорим, что думает о спросе Неокономика...
ОВГ: Не так давно экспериментировал с Гугл-Академией (поиск по научным статьям). Набрал "разделение труда" (division of labor), выдало 3 млн.статей. Проанализировал из них несколько сотен первых (по релевантности), проанализировал их, и вот что удивительно - наибольшее число этих статей касались различных аспектов разделения домашнего труда. Повторюсь - это научные статьи.
Ортодоксы экономики говорят: чтобы человек не производил - он поизводит на продажу, а все необходимое покупает. И вот Гугл-Академия прямо показывает, что ортодоксы неправы. Есть домашний труд!
Что происходит с домашним трудом? Он есть до сих пор, раньше его было больше... То, что мы называем общественным разделением труда выросло из из домашнего труда. Какой труд разделялся? Разделялся как раз домашний труд. В домохозяйствах и пахали, и дрова рубили, и ткали, и дома строили и т.д.
Домашний труд все еще остается и его можно еще разделять. Собственно, многие только этим и занимаются: детские садики, ремонт и обслуживание автомобилей, дополнительное образование, уборка, походы в магазин и т.д.
Сюда же направлены и товары для домашнего труда: стиральные машины, утюги, пылесосы и т.д.
От домашнего труда сначала отделялись вещи, затем, я бы их назвал, вещные услуги (трактир оказывает услуги, при этом продавая вещь - ритейл), а потом уже услуги (вещи зачастую порождают услуги, тот же ремонт автомобиля, телевизора и т.д.).
Что движет разделением домашнего труда? Мы возвращаемся к активной роли денег. Русскому мужику показывали ситец в 1830х годах, но пока Англия не стала покупать российский хлеб (отчего у крестьян появились деньги), он смотрел на этот ситец и продолжал носить домотканное.
Первый шаг к новым продуктам - смотреть в сторону домашнего труда. Рынок все еще огромный, тут можно искать новые товары, новые услуги и новые рынки.
ОВГ: Много говорил про функции Торнквиста в других циклах, не буду много о них сейчас. Слева находятся товары-услуги т.н. "базовых потребностей". Что к ним относится? Блокадный Ленинград показал, какие потребности являются базовыми. Зачем нужен стул? Это роскошь. Без него можно обойтись, можно его сжечь в буржуйке.
Базовые потребности есть, но большинство товаров-услуг возникает как элемент престижа, затем, если люди находят в нем целесообразность, то товар становится массовым, привычным, некоторыми включаемым в число "базовых потребностей". Но вначале товар потребляется как показатель престижа.
Второй путь к новым товарам, услугам, рынкам - через создание престижности.
В рамках Предпринимательского направления (И.Кирцнер) Стратегического менеджмента есть дискуссия...
Австрийская школа рассматривает, что равновесия в экономике нет, поэтому есть всегда предпринимательские возможности. Это называется "рассеянным знанием". Человек работает длительное время в одной сфере, видя дисбалансы спроса-предложения в этой сфере. И человек что-то предпринимает для устранения дисбаланса (создает товар, бизнес и т.д). (ОВГ: у меня возникает вопрос - а как быть тем людям, кто не попал в такое место, где присутствуют и можно заметить дисбалансы?)
Австрийская школа считает ,что любой человек может быть предпринимателем. Возможности существуют сами по себе, отдельно от предпринимателя.
А есть другая школа, которая говорит: нет! Многие предприниматели создают возможности (если интерпретировать с т.з. Неокономики - создают продукты для удовлетворения престижа, создают ажиотаж, дефицит и т.п.)
Почему присутствует эта дискуссия?
С концепции традиционных предпринимательских возможностей - все возможности временные. Один увидел на каком-то рынке дефицит, если успел - снимает первую маржу, а потом другие увидели (возможность-то объективная), "помогли устранить" дисбаланс и возможность исчезает, все перешли в нишу традиционных товаров.
Некоторые фирмы (упоминают Apple) имеют устойчивый приоритет, та школа объясняет это "умением создавать возможности".
А что можно посоветовать традиционным товарам? ( это бОльшая часть товаров - более 90% и они малорентабельны)
Что нужно, чтобы снизить Неопределенность?
Смотрим с т.з. Demand Side, смотрим на спрос. Спрос населения в любой части планеты зависит от состояния глобальной экономики. Предпринимателю стоит знать место своего рынка, занимаемого в глобальной экономике.
Если локальный рынок - то отраслевой и(или) территориальный.
Если страновой, то по какой модели работает экономика страны.
Кризис бьет по доходам населения, но в первую очередь бьет по доходам среднего класса. По богатым кризис не бьет. По бедным кризис практически не бьет (есть соц.защита и бедные имеют свою экологию выживания в виде гаражной экономики и т.п.)
Началось это это еще с 90-х. Это заметил П.Кругман в книге "Кредо либерала".
После 2009, расслоение доходов уже воспринимается как тенденция, об этом Т.Пикетти написал в книге "Капитал в XXI веке".
Это имеет отношение к отраслевому и конкурентному уровням.
Долгое время основной рост в мировой экономике был за счет выделения из домашнего труда. И он еще есть. Но основной рост сегодня происходит за счет престижности товаров.
Падение доходов среднего класса способствует к созданию ограниченных сообществ, удовлетворяющих свой иерархический инстинкт внутри сообщества (как пример - комиксы первых изданий, особая одежда, как у стиляг в 60-тые и т.п.)
Конкурентный уровень. Бьемся за одного и того же потребителя, за одни и те же деньги. Желательно знать, в каком состоянии и какие шаги предпринимают конкуренты, чтобы оценивать свои перспективы.
-------------------
ЛЕКЦИЯ 8
И.Кирцнер (автор австрийской теории предпринимательства) ввел термин, ставший центральным термином теории: alertness, который трудно перевести на русский (много значений и они все осмысленны). Обычно переводится "предпринимательская бдительность", но кроме это и внимательность, настороженность, живость ума, пронырливость, поисковая активность...
Но, наделяя всех предпринимателей свойством alertness, упускается, что мы используем термин "предприниматель", объединяющий 2 разных вида предпринимателей.
Есть "истинные", "настоящие" предприниматели, ориентированные на: "я делаю лучший в мире бизнес, я захвачу мир в своем сегменте".
Второй тип, по сути самозанятые, люди, которые не хотят (или не могут) работать под чьим-то началом. Здесь высокая доля самоэксплуатации. Это давно описано: значительное число малых бизнесов - это люди, которые могли бы пойти в корпорации (и даже получать бОльший доход), но для них работа по чужим указаниям - это гигантский вычет из функции полезности.
ОВГ: по моим наблюдениям, 85% предпринимателей относится ко второму типу. Есть другие варианты владельцев бизнеса? Уже есть и наследники, есть те, кому подфартило когда-то стать владельцем собственностью, но и те и другие, так-иначе входят в режим самозанятости-самоэксплуатации.
Alertness должна быть у обоих типов, другое дело, что предприниматели второго типа не считают ее необходимой.
Теория массового обслуживания
Фирмы не бывают без спроса. Что является параметром спроса внутри фирмы? Спрос определяет характер разделения труда.
Я когда-то всем говорил, что "Теория массового обслуживания" показывает, что поток заявок влияет на разделение труда фирмы. Те, кто прочел "Теорию массового обслуживания" упрекают меня: "Нет там этого, Вы все это выдумали". Да, я это выдумал, но мне казалось это настолько было очевидным... Может, они бы дошли до этого, но "Теорию массового обслуживания" перевели в раздел математики... Ну нет темы "разделения труда" в экономической теории... она как бы есть, но чисто риторически...
Менеджмент и операционный менеджмент
Сейчас есть 2 сферы: "Менеджмент" и "Операционный менеджмент".
Операционный менеджмент описывает, что вы делаете, как вы это делаете, что во время этого происходит, узкие места, как это связано с закупками, как должен быть организован сбыт, управление персоналом и т.д.
А Менеджмент эти вопросы вообще игнорирует, занимаясь топ-менеджментом, взаимоотношениями со стейкхолдерами, где должна находится штаб-квартира, как строятся отношения между подчиненными и т.п.
В сферу Операционного менеджмента входят и математические задачки, например топологическая задача "как расставить козловые краны в цеху"? Вот я там на производстве, попалась мне эта статья, и что? Пусть даже совпало, и мне нужно расставить те же козловые краны, но у меня условия другие.. И что? Я должен топологию учить? Абсолютно бесполезный материал...
Но у них есть Э.Голдратт. Есть волна, которая говорит, что "Теория ограничений" Э.Голдратта может быть теоретической основой всего Операционного менеджмента (и я с этим согласен, если его чуть-чуть поправить). Но в Гугл-Академии на статью о Голдратте максимум 160 ссылок, а на статьи про козловые краны по 10000 ссылок.
Когда произошло разделение Менеджмента и Операционного менеджмента я не знаю. У Ф.Тейлора это одно целое.
Характер разделения труда
Фирмы отличаются разделением труда. Почему этого никто не видит? Потому, что у экономистов представление, что разделение труда в фирме не отличается от разделения труда в обществе. Разделение труда представляется константой. Все фирмы одинаковы, потому, что берут одних и тех же специалистов. В экономике образ экономики деревенской ярмарки, там есть люди разных профессий, а фирмы - это люди тех же профессий, собранных с деревенской ярмарки. Чем, на их взгляд, фирма отличается от деревенской ярмарки? В самой теории менджмента об этом написано: "Тем, что там есть люди, следящие за работой других, на деревенской ярмарке таких людей нет". Сейчас такая профессия есть в обществе, ею могут обучать, могут выдать диплом менеджера. Хотя понятно, что и среди менеджеров есть разделение труда.
У меня в книге про фирму описывался один процесс: где ремесленник, разделяя свой труд, повышает производительность труда, даже не эксплуатируя других.
Сейчас, когда создается фирма, сейчас нет ремесленников, происходит комбинирование труда. Труд во многом уже разделен. Множеству профессий сейчас обучают.
У нас есть некий Процесс, который описывается Операционным менеджментом, вокруг которого мы можем по разному скомбинировать специалистов.
Почему из Операционного менеджмента выпало разделение труда? Потому, что там обычно ставятся задачи разделения труда не людей, а машин - задача выглядит чисто инженерной (согласовать по мощности и т.п.).
В той же Гугл-Академии, число ссылок, аналогичное числу ссылок на Э.Голдратта, имеют статьи на другие "управленческие причуды": на TQM (в связи с тем, что официально признано, что внедрение TQM в Американских компаниях провалилось) и Lean Production.
Э.Голдратта топовые журналы вообще не упоминают. Это правда.
В lean production прямо говорится: "нет отдельных производства и headquarter, у вас общая ответственность". И переселяли менеджеров-управленцев из офисов в цеха: "если возникнут проблемы, будете решать их на месте, не будете ждать, пока до начальства дойдет бумага, а потом сверху спустит указания". Создают рабочие группы, которые включают в себя и менеджеров, и исполнителей, и рабочих (иногда).
Кстати, принцип таких рабочих групп применял Д.Безос, создавая разноуровневые рабочие группы из 5-8 человек ("на 2 пиццы").
--------------------
ЛЕКЦИЯ 9
Организованная паранойя
У нас в Неокономике есть рабочий термин - "организованная паранойя".
Владелец бизнеса должен постоянно спрашивать сам себя, задавать себе вопрос и иметь твердый ответ: "а почему моя фирма еще существует? почему мой бизнес еще работает? почему еще меня не съел конкурент?". И тогда определить, кто такие конкуренты, которые меня могли бы съесть и почему они еще это не сделали?
А если речь идет о производственном бизнесе, то это вопрос номер один: "почему я это произвожу в России, а не в Китае? И почему китайцы еще не завозят это сюда?". Ведь какие-то бизнесы под натиском китайцев сдаются....
Для разных видов бизнеса ответы разные...
Если мы занимаемся услугами, то китайцы нам не угроза, но есть другие конкуренты. А что значит - конкуренты? Надо понять конкурентные условия в нашем бизнесе. В чем конкуренция? Какие факторы? За чем надо следить?
Есть спрос, значит появляется предложение, и не только я генерирую это предложение, надо понять, почему именно я генерирую предложение, а не кто-то другой... И тогда я должен понять конкурентные условия и условия конкурентоспособности... Разворачивается целая цепочка, нарратив про мою фирму.
Это центральный вопрос. Если владелец фирмы задает себе этот вопрос и знает ответ, тогда можно оказывать ему консультационные услуги, есть о чем разговаривать, есть рамка разговора, он уже понимает, о чем идет речь.
А если нет, то уже сложность - нужно заставить его ответить на этот вопрос. Не консультант может ответить, только сам владелец.
Предваряет очевидный вопрос: вокруг какого продукта выстраивается фирма? Фирма выступает как производитель чего?
Схема работы фирмы
- Фирма занимается тем, что она берет сырье, перерабатывает его и продает получившийся продукт. Сырье может быть разным. Когда речь идет о промышленных фирмах, все понятно. А если парикмахерская, то сырье - сам клиент и есть.
Есть ли случаи, которые не укладываются в эту схему? Например, проектная фирма - что будет продуктом? Сам проект. А что фирма перерабатывает? Пожелания заказчика. Проект может быть архитектурным, инжиниринговым, каким-то иным...
Бывают фирмы, которые ничего не производят, а являются посредниками, например - проф.участники тендеров, у них сырье - база данных поставщиков, а продукт - выйгранная заявка.
Любая фирма укладывается в эту схему. - В процессе переработки можно выделить стадии, последовательности операций. Работа фирмы - это последовательность операций.
- Каждая из операций, и весь процесс в целом, занимает какое-то время, имеет временную протяженность.
Очевидные вопросы
Какое нужно сырье? Какой требуется набор оборудования для его переработки?
Какие операции переработки и их последовательность?
Все операции может выполнять один человек, часть операций один человек, а другую часть - другой.
Специалисты какой квалификации нужны для выполнения этих операций?
Два типа фирм
Если называть их широко, то нематериальное производство и материальное, но термины неудачные, важно отличие между ними - наличие склада, т.е. возможно или невозможно складирование.
Из чего состоит управление разделением труда, если все определяется потоком клиентов?
- Определение рабочих мест - сколько, какие?
- Scheduling (график работы, расписание) каждого рабочего места
- Должностные инструкции
Определяется по планируемой политике (trade-off), много официантов - быстрое обслуживание, но высокие затраты, мало официантов - затраты ниже, но медленное обслуживание и клиенты могут не вернуться.
Тут никакого внешнего мнения быть не может, критерии работы определяет владелец бизнеса, и на основе критериев строит разделение труда.
Дальше будем рассматривать только второй тип фирмы.
---------------------
ЛЕКЦИЯ 10
Время - реально
Бережливое производство и Теория ограничений рассматривают процессы, протекающие в реальном времени.
Что это значит? Это очень важно! Это значит, что мы не можем начать следующий процесс, пока не завершился предыдущий.
Обычно в экономической теории предполагается, что все происходит мгновенно. А время считается издержками. А время не сводится к издержкам.
В Неокономике на различении времени издержек держится вся концепция Финансового сектора.
Как пишут в учебниках? Международная торговля устроена подобно тому, как люди торгуют друг с другом. Да, есть купцы, но их бы могло бы и не быть ("торговать может любой"), поэтому мы их можем не учитывать, считать, что люди торгуют друг с другом.
В одной стране низкая цена товара, в другой - высокая цена. Товар движется из той, где низкая, туда, где высокая.
Я сделал по низкой, а потом поехал и продал туда, где высокая. Но! Я же перестал производить, и пока еду из Европы в Китай(или наоборот), я не произвожу то, чем я торгую. Издержки становятся реальными, на тот объем, который я НЕ произвел.
Выбор оборудования
Как все время рекомендуется выбирать оборудование? Есть производственная функция f(K;L), где К - капитал, а L-труд, соотношение капитала и труда, и считается, что капитал(оборудование) замещает труд, т.е. два фактора производства - оборудование и труд. Все станки замещают труд, но один больше, другой меньше, какой станок купить? Предписано взять норму дисконтирования, и она покажет - какое оборудование берем.
Что происходит дальше? мы поставили это оборудования, а оно работает 2 часа в день, потому что другое, имеющееся оборудование, и объемы спроса, не соответствуют мощности нового-купленного.
Поэтому и Э.Голдратт и Бережливое производство говорят: процесс выбора оборудования - это процесс создания разделения труда между машинами и людьми, в котором и люди, и машины плотно взаимосвязаны, только тогда он будет эффективным.
Задача выбора оборудования - создать сбалансированную систему разделения труда.
Показатели должны быть связаны с временем
Вспомним триаду Э.Голдратта:
* Проход
* Издержки
* Запасы
В "проходе" у него соединены 2 показателя - проход продукции и проход денег. Он не упоминает, но везде у него неявно присутствует "Свободный денежный поток".
Неопределенность
Почему неопределенность вытекает из признания реального времени? Сегодняшний спрос-заявки я не знаю, но сегодняшний спрос удовлетворяется за счет того ,что было произведено ранее. А для завтрашнего спроса мне нужно закупить сырье и запустить производство сегодня, при этом завтрашний спрос я тоже не знаю.
Это тотальная неопределенность, она пронизывает всю фирму. И структура фирмы должна справляться с этой неопределенностью. А как справляться с неопределенностью? - Запасами.
Управление предприятием
Управление производством-фирмой - это управление запасами. Вот вся философия Бережливого производства.
По мере роста фирмы все управление сводится к управлению запасами. Но при выходе на бОльшие объемы придется менять разделение труда. Т.е. управление фирмой = управление запасами и(или) разделением труда.
Но разделение труда - это разовое мероприятие, а постоянное управление - это управление запасами.
Вот они и говорят: запасами предприятия управляют все подразделения фирмы, на каждом уровне.
Хочешь разрабатывать стратегическое видение будущего? Вырази его в том, как будут управляться запасы.
Разрабатываешь новый продукт? Как с новым продуктом будут управляться запасы, что изменится? И свяжи это с Денежным потоком.
Цель - Денежный поток, инструмент - управление запасами, и все в фирме имеют дело с управлением запасами, а кто не имеет, тот просто не нужен.
Виды запасов
- запас денег (т.к. все неопределенно, необходим запас на устранение возможных кассовых разрывов);
- сырье, материалы;
- незавершенное производство, полуфабрикаты разной степени готовности;
- готовая продукция;
- дебиторская задолженность.
В книге у Э.Голдратта на заводе 2 узких места, одно из которых непонятным образом к середине романа исчезает. По сути, в его фирме одно узкое место, ограничение по мощности. По описанию, процесс производства представлял один поток. Но когда вчитываться - зачем тогда необходимо было ставить ярлычки на полуфабрикаты? На самом деле, через узкое место проходило несколько потоков продукции.
Если производственный процесс устроен сложно и есть несколько пересекающихся потоков продукции, то узкое место может возникнуть где угодно, на любом участке. Причем сегодня - на одном, а завтра - на другом.
С любой проблемой можно справиться с помощью запасов, но это может быть крайне дорого, и в некоторых случаях требуется инвестиционный проект - реконфигурация производственных участков, с изменением разделения труда.
-----------------------
<< Конспекты предыдущих лекций --- --- Конспекты следующих лекций >>
Послесловие к конспектам от составителя:
Конспекты НЕ являются стенограммой, и НЕ заменяют просмотр видео. Составитель, на свой волюнтаристский взгляд включил в текстовый конспект то, что представилось важным, к чему планировалось вернуться, быстро просмотреть, и, при необходимости, нужное место найти в видео.
У иного составителя конспект был бы иным…
Используемое сокращение:
ОВГ — Олег Вадимович Григорьев