Пару лет назад директор Пушкинского музея Ирина Антонова, говоря о том, как технологии изменят культуру, произнесла очень простую, но исчерпывающую мысль: "Я понимаю, что что-то будет другое, но не пойму что это будет". Ей было 98 лет и эти слова прозвучали, как некое пророчество, как завещание. Прошло пол года и на аукционе Christieʼs продали первую цифровую картину за $69 млн. Это был коллаж из 5 тыс. картинок, которые художник публиковал на протяжение пяти тысяч дней. Стартовая цена картины была всего $100. Так к чему же идёт наша культура? А главное, готовы ли мы к этим изменениям? Ответы мы попытались найти с помощью тех, кто работает с технологиями в области культуры Татарстана, а также с теми, кто учит и руководит этой сферой.
Цифровые технологии в сфере культуры - одно из основных направлений форума Kazan Digital Week. Если вы хотите представить на форуме свою технологию, продукт или услугу, то вам следует вступить в Telegram-группу экспонентов или написать нам на почту: info.ascr@tatar.ru
Что нас ждёт?
Цифровая картина художника Beeple - это что-то вроде вызова. Разумеется, создать её технически было нетрудно, также как Малевичу написать "Черный квадрат".
Генеральный директор EligoVision Сергей Матвеев: Чёрный квадрат - это был протест. Это был манифест о том, что искусство находится на грани перехода. На самом деле, происходит тоже самое - попытки создать что-то новое, и они часто вызывают у нас действительно чувство отторжения непонимания. Видимо за этим какое-то будущее. Сейчас просто смотрим, пытаемся понять, что здесь есть, какое-то зерно или это очередной финиш...
А где сейчас вообще вся культура? В музеях, в книгах, в театрах? Если ответить честно - то культура ушла в гаджеты. Больше всего времени мы проводим там. Хотите еще больше правды? Вся культура сейчас переместилась в TikTok. Причина очень понятная: эта социальная платформа позволяет самовыразиться, причем сделать это и правда легко. С помощью музыки, с помощью танцев, с помощью юмора, увлечений, внешности, да чего угодно. Там просто нет барьеров, но есть алгоритмы, которые позволяют любому творческому проявлению донести его до определённой аудитории и не погибнуть под катком критики и прочих фильтров.
Легкий контент
Вроде бы это хорошо, но есть и тёмная сторона. Цель достигается слишком легко и не всегда заслуженно. Самые наглядные примеры Валя Карнавал и Даня Милохин. Это тиктокеры с миллионными армиями подписчиков, которые сумели коммерциализировать свою аудиторию и разбогатеть. Плохо то, что они ничего для этого не делали. У девушки рано умер папа, а у парня их вообще не было - он вырос в детдоме. Эмоция сочувствия - это главный капитал, которым они неосознанно воспользовались. Разумеется, миллионы подростков ориентируются на них и думают, что достичь успеха можно ничего не делая. Отсюда и поверхностность того контента, который преобладает в TikTok. Это как лотерея - про тех, кто выиграл трубят на всех углах, а о тех миллионах людей, у которых не получилось - не говорит никто. Страдает прежде всего эмпатия. Люди перестают мыслить креативно. Зачем пытаться создавать что-то сложное, когда можно очень легко и быстро создать что-то просто и прославиться?..
Сергей Матвеев: Одна из групп учёных решила исследовать, как воспринимается контента сегодня. Ну то есть у нас есть очень сложный контент - это одна ось, а есть очень простой в изготовлении - вторая ось. Вот в этой системе координат виртуальная реальность - это сложный контент и очень сложный в изготовлении, а если посмотреть многие ТикТоковские вещи, то они где-то внизу. А кстати на втором месте знаете что? Книга... Книга - потому что она воспринимается человеком с помощью его эмпатии.
ТикТок и глубина
Беседуя с нами на эту тему вице-премьер Республики Татарстан Лейла Фазлеева заявила, что TikTok это событие современного мира, современной культуры в целом.
Лейла Фазлеева: ТикТок популярен потому что доступен, потому что большой охват и потому что не всегда глубина. Не хочу проводить никаких ассоциаций, но глубинные процессы они более серьезны. Поверхностные процессы это то что связано с TikTok, это поверхность, это пенка, которую смывает волна, появляется новая.
Фазлеева подчеркивает, что осуждать или противостоять этому явлению нельзя, с этим нужно работать. Популярных тиктокеров ответственная за социальную сферу Республики называет "героями сегодняшнего дня". Она уверена, что можно подобрать ключи, если понять мотивацию этих людей.
Лейла Фазлеева: Хорошие они или плохие? Да они всегда разные, поколения будут думать по-разному. Значит надо работать, если что-то нас смущает значит нужно уходить в глубину и работать с глубинными процессами сознания, подсознания. С тем, что человек для себя видит главным приоритетом. При этом, очень многие этот формат используют в том числе для своей работы, и в этом нет ничего плохого.
Виртуальный театр
Тем не менее, классические источники культуры не сдаются. С помощью технологий появляются новые формы. Матвеем считает, что технореволюции стоит ждать в театре. Уже появились эксперименты, которые позволяют зрителям участвовать в представлении. Относительно недавно такую разработку показали в Лондоне. Это был спектакль, поставленный по произведению Шекспира. Актёры были в специальных костюмах с тренерами, по которым технологии компьютерного зрения считывали их движения и перемещения, а зрители могли видеть всё что происходит через экраны своих компьютеров или виртуальные очки и перемещаться в том же пространстве в любую точку.
Сергей Матвеев: Несколько актеров активные остальные пассивные, и мы находимся внутри этого пространства. Можем перемещаться и смотреть на происходящее с разных точек зрения. Всё это действие длится порядка 30 минут и всё происходит в онлайне. И вот последнее мероприятие, которые я посетил лично это 3 тыс. зрителей с разных точек планеты. То есть это новый вид искусства...
В креатив или в технологии
Такие перемены требуют и специалистов с другими комплекциями. С одной стороны, всё это кажется слишком сложным, с другой открывает огромные возможности для актеров, режиссеров, сценаристов... Для последних - особенно. Только представьте, как может развернуться фантазия! Именно творческие люди с помощью технологий будут задавать тон. Именно они будут двигать всю культуру вперёд. Точно также когда-то художники и сценаристы Marvel открыли мир комиксов и подсадили на них сперва свою страну, а спустя 50 лет и весь мир. Фильмы Marvel и DC собирают сегодня самые большие кассы. В основе же всё тот же креатив. А технологии, упаковка, спецэффекты - вторичны. Только представьте, что один выдуманный образ Человека-паука принёс его создателю Стену Ли $300 млн. И это не создание бизнеса, игра с акциями, производство гаджетов... Нет! Это один персонаж, рождённый в голове одного человека. По мнению Сергей Матвеева нужно вкладываться именно в креатив, но важно именно распознать идею на стадии её генерации.
Сергей Матвеев: Идея креативная должна производить впечатление, должна быть такая вспышка. Знаете у нас есть проекты, которые когда вы смотрите на экран - у вас внутри что-то происходит... Вот, если этого нет, то это плохо, а если вы рассказываете, и вы понимаете, что эта идея прям супер, то да это креативная идея. Вот Клод Шеннон, благодаря которому мы сейчас находимся в цифровом пространстве, человек, который создал теорию информации, он читал лекции по принципу "я позавчера подумал об одной идее, и вот сегодня будем обсуждать ее", - и рассказывал эту идею. То есть каждая лекция была абсолютно другой уровень.
Толчок и приклад
Цифровизация придала сенергию культуре и образования. Триггером, понятно, послужила пандемия. Вначале это была необходимость работать из дома, затем подтянулись школы, вузы и обучающие онлайн-сервисы, а когда ситуацию стабилизировалась, люди обратились к культурному времяпрепровождению в онлайн. По мнению ректора Казанского государственного института культуры Розы Ахмадиевой, общество сумело быстро перестроиться. И этому во много способствовали процессы, связанные с семейными отношениями.
Роза Ахмадиева: Были проблемы в семьях, с воспитанием детей, в отношениях между супругом и супругой. Но когда прошёл шоковый период, все люди обратились именно к культуре. Это был Интернет, где люди начали и читать и смотреть концерты. Мы все быстро переориентировались. И госэкзамены, и творческие экзамены, и хореографию, и вокал, мы уже принимали в "цифре".
Лейла Фазлеева: Локдаун дал нам новое видение культуры. Мы увидели как много людей хотели поделиться друг с другом культурным контентом в Сети. С каким удовольствием это начали делать и как чётко теперь видно, кому и какой контент нравится.
Можно было бы сказать, что на подмогу культурной сфере пришли специально-обученные люди, но это не так. Бизнес также оказался не готов. Специалистов, способных адаптировать масштабную систему в "приклад" просто не существует. Но именно признание бессилия - это первый шаг на пути к переменам. Генеральный директор компании "Зарница" Артур Абдульзянов слывёт визионером, но проектов в сфере культуры у него в портфолио не было.
Артур Абдульзянов: Опыта цифровизации в культуре нет ни у кого в стране, не только стране в мире нет с точки зрения образования. Мы можем понимать, что промышленность, транспорт, даже сельское хозяйство уже погружены в цифровизацию. Там есть свои технологии есть некие процессы, которые уже ускоряют производительность этих отраслей. Но в культуре нет производительности, там духовность, чувства. И совместить цифровизацию и культуру достаточно сложно. С точки зрения получения информации, культуру оцифровывать. Это архивы, музеи, цифровые кинотеатры, но это с точки зрения информационно-развлекательного контента, понимаете? А с точки зрения образовательного в культуре практически нет. То есть, вот мы сейчас пытаемся совместить культуру с цифровизацией, культуру с точки зрения наследия.
Речь о совместном проекте "Зарницы" и КазГИК, в рамках которого планируется создать интерактивную образовательную среду, в которой будут возможности для обучения древним ремёслам. Например, создаётся уникальный художественный виртуальный ряд для виртуальной гончарной мастерской. То есть, это будет теплая музыка, световые ощущения, атмосфера мастерской. Там будет ментор, который будет показывать и объяснять, как месить глину, как её выдерживать в печке и так далее. И там же можно будет сдать экзамен.
Артур Абдульзянов: Есть же теория в виде книг, а есть практика. А между ними ничего нет. Это получается такая некая смесь практической теории. Мы хотим создать курсы на базе института. И то, что мы находимся, как говорится в среде рынка, рыночных отношений, то есть нужно всё это монетизировать. Но монетизация вторична, а первично дать знания молодому поколению, сохранить то наследие, которое есть.
Э - Эгоистичность
Да, сказать, какой будет культура завтра, пожалуй, не может никто, ни владелец ByteDance (компания, которой принадлежит TikTok), ни директор аукциона Christieʼs. Все они лишь отвечают на новые вызовы. А может в этом и есть суть современного культурного человека - не нужно пытаться предсказать, а нужно себя готовить к этим изменениям. Одно из важнейших таких изменений - как раз и есть умение наблюдать. Просто в сегодняшних условиях сам процесс наблюдения стал участием. То есть, сам зритель, пользователь, посетитель оказывается более погруженным в процесс творчества.
Профессор КазГИК Константин Руденко: Культура становиться более эгоистичной. Слово «эгоистичная» я употребляю в отношении конкретного участника культурного пространства. То есть, где раньше была картина - там был и зритель, где была скульптура - там был зритель. Сейчас картина - это и зритель и изображение одновременно.
Отсюда и вывод, что цифровизация - лишь инструмент, она создают возможности для самореализации. Каждый становится художником и творцом. Успеха при этом можно достичь случайным образом, но это будет этот самый лёгкий контент, который также легко исчезнет без следа, а можно попытаться осмыслить окружающий мир и понять своё место в нём. Тогда это может быть игра в долгую.