Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Красный в буквах и языках

История цвета в культуре - это не только о цвете короны фараона, сапог византийского императора или флаге ревоюционеров. История палитры - взгляд на формирование смысловых стереотипов в далеких и не очень эпохах, разных культурах и странах. Разобравшись с ними, мы сможем понять современные значения цвета, причины их "влияния" на нас.

Начало истории цвета тут. Черный. Красный.

Смыслы цвета более всего проявлены в языке - устном и письменном, в текстах различного назначения и, конечно, в художественной литературе. Все в ней "черным по белому", а иногда не только черным и не только по белому.

-2

Есть, например, известный культрный феномен "цветных книг". Во многих культурах в цветных обложках издавались сборники политических, исторических документов. Известны: "Синие" - британские дипломатические; "красные" -австро-венгерские, турецкие, испанские; "белые" - немецкие о колониальных проблемах; "зеленые" - мексиканские, бразильские. Это неофициальные названия. Историки поспособствовали закреплению стереотипа.

-3

Конечно, цвет в языке и литературе, это не только цвет обложки, бумаги и шрифта. Цвет дан в самом языке, в его средствах выразительности.

Красный цвет практически во всех лингвокультурах является священным, связанным с богами – идеями жизни, свободы, энергии, любви и пр.

Художественная литература многократно обращается к красному, смешивая универсальные смыслы цвета с авторскими трактовками. Среди примеров работ с красными эпитетами: мифы и сказки, древнерусское «Слово о полку Игореве», книга Стендаля «Красное и черное», «Алые паруса» Грина, поэзия Серебряного века.

Вспомните "Красную шапочку", "Аленький цветочек". Красная шапочка - сигнал опасности, предвестник страданий героини. Красный цветок - символ любви, жизни и перерождения.

-4
-5
Западный вариант - "Красавица и чудовище"
Западный вариант - "Красавица и чудовище"

«Слово о полку Игореве» повествует о стягах киевских князей, которые также были красного цвета:

«За Сулой-рекою да ржут кони,

Звон звенит во Киеве во стольном,

В Новеграде затрубили трубы;

Веют стяги красные в Путивле... "

-7

Уже в начале XX в. писатели и поэты, наделенные пророческим даром, увидели в красном зловещую символику – «геенское пекло» у А. Белого, расправа над помещиками М. Горького, больное сознание в текстах А. Грина, пошлость и порок у Б. Брехта и пр.

-8

В одном из стихотворений А. Блока красному цвету и его оттенкам отдана ведущая роль:

Город в красные пределы

Мёртвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело

Кровью солнца окатил.

Стены фабрик, стёкла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон –

Всё закатом залито.

Блещут искристые гривы

Золотых, как жар, коней,

Мчатся бешеные дива

Жадных облачных грудей,

Красный дворник плещет вёдра

С пьяно-алою водой,

Пляшут огненные бёдра

Проститутки площадной,

И на башне колокольной

В гулкий пляс и медный зык

Кажет колокол раздольный

Окровавленный язык.

Красный здесь и выражение плотского, эротического, и предвестник кровавой революционной трагедии.

-9

В следующий раз обсудим красный в живописи.