Найти тему
Black Caviar Games

Жанры: JRPG

Оглавление

JRPG - поджанр RPG-игр, возникший в Японии (“J” - “Japanese”). Значение этой страны для индустрии не нужно объяснять. Неудивительно, что японские разработчики создали отдельную школу ролевых игр - до сих пор влиятельную, несмотря на то, что ее “золотой век” позади. В этом материале мы разберем основные характеристики JRPG, отличающие поджанр от других разновидностей RPG (например, CRPG) и отметим несколько значимых игр и серий.

Часть 1: характерные черты

Основная платформа - консоль

В отличие от западной классики ролевого жанра, RPG Страны Восходящего Солнца чаще всего создавались и создаются для приставок. Сейчас существуют ПК-версии многих культовых представителей поджанра, но появились они спустя годы после оригинальных релизов. В русскоязычном пространстве JRPG скорее имеет репутацию нишевого развлечения для “консольщиков”. “Компьютерщикам” они долгое время были просто-напросто недоступны.

Фантастические сеттинги

Нелегко отыскать JRPG, действие которой разворачивалось бы в реалиях нашего мира. В основном, все происходит в фэнтезийных, научно-фантастических или близких к ним сеттингах. Часто - ярких, пестрых, насыщенных необычными деталями и отличающихся от западных космоопер или “высокого фэнтези”. Нередко это технофэнтези (как во многих частях Final Fantasy) или нестандартная научная фантастика (как в играх серии Xeno).

Линейность

Сюжет большинства JRPG линеен и почти лишен ответвлений (если они есть, то в них игрока ждет тупик). Могут быть предусмотрены разные концовки, но в нужную разработчикам точку игрок все равно придет. В плане нарратива большая часть JRPG - это цельные истории, которые разворачиваются в соответствии с четким замыслом сценаристов и не терпят сослагательного наклонения.

Игрок здесь, конечно, не совсем статист, но скорее актер, чья роль уже определена и расписана. Его задачи - пройти по цепочке квестов, пережить все события и посмотрев все катсцены (иногда очень длинные по меркам западных игр), дойти до финала. В эпоху игр с открытым миром такая схема может казаться устаревшей и отпугивать. С другой стороны, свобода действия нужна не всем, а JRPG дают возможность без лишних мук выбора и раздумий насладиться историей.

Предзаданные персонажи

Эта черта вытекает из предыдущей. Поскольку разработчики ведут игрока по уже готовой истории с конкретным протагонистом, создавать собственного персонажа ему обычно не дают. Запускаете Chrono Cross, значит, будете подростком Сержем в красной бандане; Final Fantasy VII - мечником Клаудом Страйфом.

Пошаговые / active time battle бои

В JRPG можно встретить разные боевые системы, в том числе real-time, но ассоциируется поджанр, в первую очередь, с пошаговыми сражениями и active time battle (ATB). Вторую придумал геймдизайнер и продюсер Ито Хироюки, работавший над несколькими играми основной серии Final Fantasy и Final Fantasy Tactics (1997).

В ATB игроки ждут не своего хода, а заполнения специальной шкалы, которая есть у каждого члена партии. После этого можно выполнить действие - атаковать, использовать предмет, заклинание и т.д.

Двухуровневое передвижение по миру

Классическая схема перемещения в японских RPG подразумевает два уровня: карта мира и конкретный уровень / локация (город, подземелье и т.д.). Переходить между вторыми можно только по первому. Выходя из условной деревни А, вы оказываетесь на карте игрового мира (или доступной вам части) и по ней идете к нужному пункту (например, руинам Б), “заходите” и переключаетесь на него. Это не The Elder Scrolls и не Fallout. И не Death Stranding.

Гринд

Это понравится далеко не всем, но гринда в JRPG много. Он нужен для прокачки, получения новых предметов, ресурсов и т.д. Все это превращается в череду случайных встреч и бесконечных сражений с тигрокрысами и разумными кактусами, но такова специфика жанра. CRPG этим тоже иногда грешат.

Часть 2: во что поиграть

Чтобы подробно рассказать хотя бы о самых ярких представителях поджанра, нужна средних размеров книга, поэтому в нашей статьей мы ограничимся семью играми и сериями. Зато какими!

Серия Dragon Quest (с 1986)

-2

Конечно, первая JRPG - это Dragon Slayer 1984 года, но играть в нее в 2022 решится не каждый. Многим поджанр стал известен благодаря Dragon Quest, вышедшей на Nintendo Famicom / NES в 1986. Разработала игру студия Юдзи Хории Armor Project, а издала Enix (в 2003 объединившаяся с не нуждающейся в представлении Square). С тех пор вышло 12 игр серии.

Серия Final Fantasy (с 1987)

-3

При всем уважении к Dragon Quest у многих геймеров JRPG ассоциируется именно с Final Fantasy от Square, “визитной карточкой” студии. Основная серия включает в себя 15 игр, вышедших с 1987 по 2016 годы на всех ключевых платформах от Famicom / SNES до Xbox One. Первые шесть Final Fantasy заложили основы жанра и получили большую популярность в родной Японии, но на западный рынок (США) вышли только три. Настоящий всемирный успех пришел к циклу Square с выходом седьмой игры (теперь не только в Японии и Штатах, но в Европе и Австралии). Она стала первым трехмерным проектом серии, первой FF-игрой для PlayStation и самой коммерчески успешной во всей франшизе.

Большинство игр с “Final Fantasy” в названии никак не связаны друг с другом. Их действие происходит в разных мирах, но разработчики не обошлись без “пасхалок”, служащих связующими нитями между разными “финалками”. Например, ездовых птиц чокобо, муглов и обязательного персонажа по имени Сид. Помимо основной серии существуют спин-оффы (и даже целые серии игр), манга, радиопостановки, романы и т.д.

Разговоры об упадке FF стали привычными и, к сожалению, имеют под собой основание. После одиннадцатой (онлайновой) Final Fantasy Square Enix выпустила в рамках франшизы огромное количество продуктов, не все из которых соответствовали духу серии и свойственному ей уровню качества. Остается надеяться, что великая “финалка” еще восстанет из пепла и, возможно, вернет JRPG былую популярность.

Chrono Trigger (1995)

-4

Классика жанра и одна из самых значимых JRPG в принципе. Для работы над игрой Square собрала “звездную” команду, в которую вошли: создатель Final Fantasy Хиронобу Сакагути, уже знакомый нам Юдзи Хории, мангака Акира Торияма (автор Dragon Ball), сценарист Масато Като и другие. Сюжет строился вокруг путешествия героев по семи эпохам, в ходе которого они пытались остановить уничтожение мира.

Графика в Chrono Trigger была типичной для четвертого поколения консолей - спрайтовой и тайловой. Кроме того в игре присутствовал режим Mode 7, способный имитировать 3D (например, при использовании транспорта).

Изначально игра вышла на SNES, позже была портирована на PlayStation, Nintendo DS и ПК.

Chrono Cross (1999)

-5

Нет, Chrono Cross - не продолжение Chrono Trigger, хотя определенные “мостики” между двумя играми есть. Она менее известна, чем другие проекты Square для PlayStation (например, Final Fantasy VII-IX), но входит в “золотой фонд” RPG, выходивших для консоли.

Линейный, но довольно интересный сюжет (игроку придется переходить между двумя параллельными мирами), яркие персонажи, прекрасный саундтрек - Chrono Cross заслуживает внимания ценителей. А 7 апреля на ПК, PlayStation, Xbox и Nintendo Switch планируется выход ремастера под названием Chrono Cross: Radical Dreamers Edition.

Серия Megami Tensei (с 1987)

-6

Не Square единой жив жанр. Megami Tensei - еще один “тяжеловес” мира JRPG, большой цикл, над которым работали Namco, Sega, Arc System Works и другие. В отличие от Dragon Quest и Final Fantasy, разработчики отказались от фэнтези и “синкретических” сеттингов, взяв за основу графическую новеллу Аи Ниситани Digital Devil Story. В ней японские старшеклассники 1980-х сражались с потусторонними силами, пришедшими в наш мир через компьютерную программу. Поэтому типичный для Megami Tensei и ее спин-оффов сеттинги - это современная Япония с добавлением магии, демонов и т.д.

-7

У Megami Tensei есть несколько самодостаточных ответвлений. Это цикл Persona о подростках, способных призывать духов “Персон”; Digital Devil Saga о героях, превращающихся в демонов и Devil Summoner.

Серия Xeno (c 1998)

-8

Еще один цикл от Square, на этот раз - научно-фантастический, с роботами-мехами и обращением к философии, психологии и эзотерике. Отсюда параллели с “Евангелионом” и меньшая популярность, чем у Final Fantasy. Первая игра цикла, Xenogears, вышла в 1998 году на PlayStation, сочетала двухмерную и трехмерную графику и могла похвастаться боями между мехами. Прямого продолжения у проекта не появилось, но есть косвенные - трилогии Xenosaga и Xenoblade.

Octopah Traveller (2018)

-9

Заканчиваем наш материал разговором об одном из наиболее заметных и “свежих” представителей жанра - Octopah Traveller, разработанной Square Enix и Acquire. Визуальный стиль игры вдохновлен классикой жанра: здесь 2D и пиксели сочетается с трехмерными графическими решениями. Ценители “старой школы” также могут оценить пошаговые сражения.

Octopah Traveller получила довольно теплый прием в иностранной игровой прессе, но сдержанный - в российской. Некоторые рецензенты и игроки не оценили необходимость прохождения сюжетных линий всех восьми персонажей (отсюда “octo”) и относительно высокую цену.

Источники:

1. https://www.rpg-o-mania.com/coverage_battlesystems_atb.php

2. https://eu.finalfantasy.com/histories

3. https://www.mirf.ru/games/videogames/mnenie-agoniya-final-fantasy/

4. https://www.mirf.ru/games/videogames/final-fantasy-7/

5. https://skillbox.ru/media/gamedev/jrpg-prigovor-problemy-i-dostoinstva-zhanra/