Найти тему
Дмитрий Дарин

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ. Как художник не стал ждать императора...

Кто не знает знаменитого русского живописца, создателя "Последнего дня Помпеи" - Карла Брюллова?

К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833. Русский музей, Санкт-Петербург.
К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833. Русский музей, Санкт-Петербург.

Ученик и биограф Брюллова - художник М. И. Железнов вспоминал, что Анатолий Николаевич Демидов, владелец горнорудных заводов на Урале, как-то отправился вместе с Брюлловым в Помпеи. Во время осмотра этого города в голове художника блеснула мысль написать большую картину и представить на ней гибель Помпеи, о чем он сообщил Демидову. Тот, выслушав его, предложил купить задуманную им картину и заключил с Брюлловым контракт, который обязывал художника закончить заказ к концу 1830 года. «Надо сказать, что Брюллову давно хотелось написать большую картину, но это желание усилилось в нем с тех пор, как он скопировал «Афинскую школу» и что он, только потому, что скопировал эту «школу», осмелился написать Помпею на огромном холсте».

По окончании работы в мастерскую Брюллова в Рим приезжал Вальтер Скотт, который пробыл около часа и высоко оценил работу художника. После этой встречи, пишет Железнов, Брюллов выехал в Милан и на некоторое время остановился во Флоренции, где Флоренская академия художеств признала его своим профессором первой степени. К слову сказать, Императорская Академия художеств, предложив Брюллову руководство историческим классом, возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему надлежало написать большую картину на тему, утвержденную академией. «Последний день Помпеи», написанный по собственной инициативе, был недостаточно весомым для получения звания старшего профессора, не говоря уже о звании академика.

-2

В Петербурге, куда художника уговорил переехать из Москвы сам Александр Пушкин, 11 июня 1836 года впервые в истории Академии художеств был устроен торжественный прием - в честь Брюллова. Однако на получение званий это никак не повлияло. Звания академика Брюллову так и не суждено было получить. Основная причина - отказы выполнять заказы на картины императора Николая I.

Как-то Николай I предложил Брюллову создать полотно на историческую тему:

- Напиши мне Иоанна Грозного с женой в русской избе на коленях перед образом, а в окне покажи взятие Казани.

Заказ царя с точки зрения композиции и перспективы был, мягко говоря, нелепым.

Брюллов отвечал так:

- Государь,если я займу первый план двумя холодными фигурами, статичными,- тут же поправился живописец, - а самый сюжет, широкую панораму, зажму в маленькое окно, то меня, боюсь, не поймут.

- А что ты предлагаешь?

- Я работаю над «Осадой Пскова»,- ответил Брюллов,- и хочу верить, государь, что картина получится.

- Хорошо,- сухо закончил разговор самодержец.

Брюллов так и не закончит огромную панорамную картину «Осада Пскова».

Но император запомнил "вежливый отказ" и вскорости ответил тем же. Когда после пожара Зимнего дворца в 1837 году Брюллов обратился к царю с просьбой дать ему расписать ему фресками стены дворца на темы истории России, причем это ходатайство горячо поддержал поэт Василий Жуковский, наставник наследника престола, будущего императора Александра II, в просьбе было отказано.

Николай I не хотел верить, что могучая кисть Брюллова может создать фрески, которые превратили бы стены Зимнего в уникальный музей, подобный Ватикану.

Железнов Михаил Иванович (1825—1880). Автопортрет, 1848. Русский художник. Живописец, акварелист. Мастер эстампа. Вольноприходящий ученик Академии Художеств с 1847 года.  Ученик и биограф К. П. Брюллова
Железнов Михаил Иванович (1825—1880). Автопортрет, 1848. Русский художник. Живописец, акварелист. Мастер эстампа. Вольноприходящий ученик Академии Художеств с 1847 года. Ученик и биограф К. П. Брюллова

Настала очередь живописца продемонстрировать самодержцу "хорошую память".

Ученик Брюллова Железнов рассказывает о прелюбопытнейшей «дуэли», состоявшейся между самодержцем и вольнолюбивым мастером:

- Николаю Павловичу очень хотелось, чтобы Брюллов написал с него портрет, но он долго надеялся, что Брюллов сделает ему удовольствие и сам будет искать чести оставить потомству его изображение. Наконец утратив эту надежду, государь как-то раз, гуляя в Петергофском саду, случайно встретил Брюллова и сказал ему: «Карл, пиши мой портрет».

Брюллова это не застало врасплох, он тут же ответил, что не взял с собой в Петергоф этюдника с красками.

Царь назначил время для сеанса и опоздал на двадцать минут. Брюллов не стал ждать, свернул этюдник и ушел.

Когда самодержец приехал и спросил, где художник, ему сообщили, что он не дождался.

«Какой нетерпеливый мужчина!» - сказал в сердцах самодержец России.

Карл Брюллов (1799-1852). Автопортрет 1848 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Карл Брюллов (1799-1852). Автопортрет 1848 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Портрет Николая I кисти Брюллова, так же, как и "Осада Пскова" не был создан. И это несмотря на то, что художник написал десятки превосходных портретов современников, поражающих своим мастерством. Справедливости ради, нужно сказать, что и портрет Пушкина тоже не был создан - но это уже судьба: дуэль Пушкина состоялась днём ранее назначенного сеанса.

В наши либеральные дни сложно представить себе пистолетные дуэли в богемной среде, но еще сложнее представить себе деятеля искусства, не просто отказывающему в чем-то "демократическому" Правителю, но и не собирающегося ждать того менее получаса. Причем, беспоследственно. То ли "богема" измельчала, то ли власть. Или всё вместе.

Авторский блог Дмитрия Дарина

Авторский Ютюб-канал

#карл брюллов #николай первый #гибель помпеи #пушкин #дуэль #живопись #русская живопись #исторические заметки #история #дмитрий дарин