Найти тему
Взгляд на водород

easyJet: полеты на водороде не могут начаться в ближайшее время

Суровая реальность, когда речь идет об обезуглероживании авиационного сектора, заключается в том, что изначально это будет стоить очень дорого. При этом необходимо сделать переход, чтобы перестроить отрасль для будущего с низким уровнем выбросов углерода.

Именно по этой причине easyJet обращается к правительству за поддержкой, когда речь идет о безуглеродных рейсах, таких как водородные. По крайней мере, это было ключевое сообщение от Дэвида Моргана, директора по эксплуатации easyJet.

«Мы должны убедиться, что такие авиакомпании, как easyJet, которые готовы поступать правильно и идти по пути декарбонизации, не окажутся в невыгодном положении», — сказал он. «Было бы немыслимо представить, что если бы мы пошли по водородному пути и стали безуглеродными, это изначально стоило бы нам больше, чем конкуренту, который решил сидеть сложа руки и ничего не делать».

Ни для кого не секрет, что easyJet очень заинтересован в водороде, когда речь заходит о будущем авиаперевозок, и бюджетная авиакомпания в настоящее время добивается больших успехов в авиа перевозках, при этом водород становится ключевым направлением — как для господина Моргана, так и для компании в целом. .

Вспоминая, когда easyJet впервые начала рассматривать варианты экологичных полетов, г-н Морган сказал: «Когда мы [easyJet] оглянулись на несколько лет назад, мы ясно осознали, что на нас надвигается чрезвычайная климатическая ситуация и что нам необходимо решать эти проблемы, проблемы устойчивости — и мы понимаем, что наши пассажиры думают и об этом".

«Это было примерно в то время, когда мы начали видеть первые электромобили, появились автомобили Tesla, и ожидалось, что все станет электрическим. Однако, как только мы углубились в детали, а также в физику и науку об электричестве, стало ясно, что у самолетов с питанием на аккумуляторах не будет достаточной плотности энергии для питания большого коммерческого самолета, который нам понадобится для полетов в easyJet".

«После этого мы начали думать о других вариантах. В этот момент водород явно начал вызывать интерес, и некоторые компании предполагали, что водород может заполнить пробел, который не могут обеспечить аккумуляторы».

Для easyJet, компании, которая в то время только начинала свою деятельность в авиа перевозках, сотрудничество с коллегами-профессионалами отрасли считалось жизненно важным шагом. Стремясь к достижению своих целей, в ноябре 2019 года easyJet официально оформила партнерство с Airbus, чтобы взяться за устойчивые полеты".

«В то время, когда easyJet сотрудничала с Airbus, мы рассматривали как электрическую, так и водородную сторону вещей. После этого Airbus вскоре объявил, что будет разрабатывать водородный самолет, и для этого они разработали три концептуальных самолета», — пояснил г-н Морган.

EasyJet поддерживает тесные отношения не только с Airbus. Упомянув о некоторых других совместных проектах, г-н Морган продолжил: «Нам необходимо было установить партнерские отношения с рядом организаций, которые, по нашему мнению, важны для этого пути. Одним из них является Airbus, еще одним Rolls-Royce, Cranfield Aerospace Solutions и другие".

«Совсем недавно мы заключили партнерство с Cranfield Aerospace Solutions, которая разрабатывает небольшой самолет, использующий водородный топливный элемент. Это не значит, что мы будем летать на маленьком самолете, но мы можем многому у них научиться».

Однако easyJet интересуют не только те, кто физически работает над летающими устройствами. Как объяснил Капитан Морган, компания заинтересована во всей экосистеме и поэтому поддерживает контакты с такими компаниями, как ITM Power и Оrsted. «EasyJet сейчас ведет переговоры с поставщиком оффшорной энергии Orsted и компаниями, производящими возобновляемый водород, такими как, например, ITM Power», — сказал г-н Морган.

«Авиакомпания обычно никогда не взаимодействует с такими структурами, но они являются очень важной частью всей экосистемы, в которую мы должны быть вовлечены".

«Мы знаем, что потребуется много времени, чтобы разработать экосистему, которая будет достаточно большой и достаточно жизнеспособной с точки зрения затрат, чтобы мы могли затем эксплуатировать эти самолеты. Одно дело иметь самолет, а другое дело иметь инфраструктуру".

«Это было довольно интересно, особенно говоря с Эрстедом, мы начали изучать даже количество ветряных турбин, необходимых для производства водорода, который нам понадобится на одной из наших баз».

Когда полетим?

Для г-на Моргана полеты на водороде не могут произойти достаточно скоро. Заядлые читатели в области водородной авиации могли бы увидеть различные цифры и цели, но для самих easyJet пока нет точной даты.

Объясняя, что он ожидает от графика полетов на водороде, г-н Морган продолжил: «Насколько я понимаю, полеты на водороде не могут произойти достаточно скоро, и к сожалению, нам придется подождать еще немного".

«Я думаю, что в ближайшие несколько лет мы увидим летающие водородные самолеты. На самом деле, ZeroAvia уже совершила полет самолета на водородных топливных элементах, и я думаю, что в ближайшие несколько лет мы увидим все больше и больше полетов на этих небольших самолетах".

«Затем, я думаю, в середине этого десятилетия, может быть, в 2025/2026 годах, мы начнем видеть более крупные самолеты на топливных элементах, возможно, 50-местные, которые начнут летать коммерческими рейсами с пассажирами по региональным маршрутам. Loganair уже проявила интерес к этим видам полетов, и это замечательно".

«Но с точки зрения полетов easyJet, постепенного перехода от этих маленьких самолетов к большому 200-местному реактивному самолету, который летает по всей Европе, я думаю, нам вероятно, придется подождать до середины следующего десятилетия".

«Airbus назвал дату 2035 года, когда по их словам, у них будет первый коммерческий самолет, и несколько других компаний назвали аналогичные даты, когда у них будет готово что-то такого же размера. Я надеюсь, что это может быть быстрее, но я реально думаю, что это вероятно, займет большую времени».

Более чистый полет для пассажиров

Так что же все вышеперечисленное означает для тех, кто в будущем захочет летать с easyJet? По словам г-на Моргана, это не что иное, как знание того, что теперь они летают еще более экологично.

Подобно переходу от обычного автомобиля к автомобилю на топливных элементах, г-н Морган ожидает, что переход на самолеты с водородным двигателем почти не повлияет на пассажиров. «С точки зрения пассажира, я думаю, что любой самолет будущего поколения, который появится в следующем десятилетии, будет шагом вперед , не обязательно из-за водорода, который используется в качестве топлива, но на борту будут вещи, которые улучшаться ".

«Мы ожидаем, что двигатели будут тише, потому что водородный топливный элемент — очень тихий агрегат, машина почти бесшумна, а топливный элемент практически не издает шума. Конечно, вы все равно получите шум от двигателя, от проходящего мимо воздуха, этого не избежать, но технология в аэродинамике двигателей совершенствуется по шуму все время".

«Наши последние двигатели на керосиновых самолетах уже на 50% тише, чем в предыдущем поколении, и мы ожидаем увидеть еще одно резкое изменение уровня шума при переходе на следующий двигатель, который будет работать на водороде, и поэтому он должен быть гораздо комфортнее. И конечно же, у него есть то преимущество, что он вообще не выделяет углерод".

«Надеюсь, пассажиры будут в восторге. Мы уже знаем, что они очень довольны тем, что мы нивелируем выбросы углерода с помощью углеродных компенсаций, и это всего лишь крошечная мелочь, которую мы делаем прямо сейчас. Мы знаем, что это очень не много , но мы уже видим, что они благодарны за это. Поэтому я могу представить, что они будут чрезвычайно благодарны, когда мы вообще не будем выбрасывать углерод».

С точки зрения пилота, в самом полете тоже не так уж много изменений. «Я думаю, что с точки зрения самолетов, когда мы переходим от керосиновых самолетов к водородным самолетам, нам не нужно менять способ управления ими», — продолжил г-н Морган.

«Правила полета неизменны, и нам не нужно заново изобретать то, как мы будем летать на самолете. На самом деле изменятся только двигатели. Конечно, будет обучение пилотов тому, что у них на борту криогенный водород, чем он отличается от керосина и так далее, но меня это не беспокоит".

«Авиация — это настолько регулируемая безопасностью отрасль с очень строгими правилами, что я очень, очень уверен, что любой будущий самолет будет таким же безопасным, если не более безопасным, чем самолет, который у нас есть сегодня».