В прошлых статьях мы начали говорить о развитии эмоционального интеллекта у детей. Сегодня мы расскажем вам о нескольких простых упражнениях, которые помогут детям правильно осознавать свои и чужие эмоции, говорить о них и управлять ими.
1. Обсуждение перед сном
Каждый день, когда ребенок собирается спать, обсуждайте с ним всё, что произошло за день и проговаривайте эмоции, которые он испытывал, а также называйте свои (конечно, в доступном и понятном ребенку виде). Главное, чтобы малыш понимал, - испытывать асболютно любые чувства, включая грусть и злость, нормально; все люди обладают богатым эмоциональным спектром и могут в разное время быть как счастливыми, так и несчастными. Другое дело, что выражать свои чувства можно по-разному: есть приемлемые и неприемлемые в обществе способы выражения своих чувств. Самый простой способ дать понять другим людям о своих чувствах - сказать об этом. Обсуждения с ребенком испытанных за день эмоций призываны научить его не только понимать, что именно он чувствует, но и говорить об этом. Такие беседы можно вести как со старшими дошкольниками, так и с младшими школьниками (в возрасте 5-8 лет).
2. А для совсем маленьких подойдет игра "Что он чувствует?". Для игры необходим бумажный шаблон - фигурка человечка со сменными лицами или головами, выражающими несколько разных эмоций. Можно найти такой шаблон в интернете, распечатать и вырезать, а можно сделать самим. Если вы выберете последний вариант, следите за тем, чтобы черты лица были прорисованы чётко (при этом они могут быть совсем простыми), а эмоция читалась просто и однозначно. По очереди меняйте вместе с ребенком выражения лица у человечка и пробуйте определить, что именно он сейчас чувствует и почему:
- Смотри,наш Незнайка сейчас радостный или грустный? Радостный? Да, ты прав. А почему, как ты думаешь, он обрадовался? Что с ним случилось?
Самые маленькие дети (от 2 лет) обычно называют очень простые и материальные причины испытываемых эмоций - человечек радостен потому, что ему дали конфетку, купили игрушку и т. п. Более старшие дошкольники (5-6 лет) начинают говорить о более сложных чувствах и их причинах. Если такого развития не происходит и все чувства сводятся к удовольствию или неудовольствию от материальных благ, надо обратить еще более пристальное внимание на развитие эмоционального интеллекта.
Продолжение подборки читайте в следующей статье.