Найти тему
О Москве нескучно

Москва 2010-х в фотографиях: плитка, "тройка" и платные парковки

Оглавление

Прошлое десятилетие - время одних из самых масштабных преобразований в Москве. Появилось много нового: плитка, транспортные карты и маршруты, платные парковки. Некоторые из проектов оказались спорными. Давайте прогуляемся по Москве тех лет и вспомним, что тогда происходило. В этой статье каждый год - одно событие. Также обращаю внимание, что многие фотографии собраны в галереи, поэтому не забывайте листать вправо, чтобы увидеть больше снимков.

2010 год: красная линия метро

29 марта в Московском метро произошло два взрыва на Сокольнической линии. Одно устройство сработало в 7:56 в поезде на станции "Лубянка", другое в 8:37 в составе на "Парке культуры". После этого движение на центральном участке линии закрыли примерно до 17 часов. Оказавшихся в метро людей эвакуировали на поверхность. Для всех запустили бесплатный автобус. На нём пассажиры могли добраться от "Спортивной" до "Комсомольской". По официальным данным, жертвами трагедии стал 41 человек, ещё 88 пострадали.

Около станции "Парк культуры". Фото В. Федоренко. РИА Новости.
Около станции "Парк культуры". Фото В. Федоренко. РИА Новости.

Я хорошо запомнил это событие, потому что Сокольническая - это моя линия. По началу было страшно проезжать станции, на которых произошли взрывы. Ещё долго там можно было видеть цветы, которые снова мысленно возвращали в события того дня. Какое-то время вагоны #метро патрулировали сотрудники правоохранительных органов. У многих людей проверяли документы.

Именно поезд "Красная стрела" до сих пор ездит по Сокольнической линии метро. Фото 2020. Отсюда: https://transphoto.org
Именно поезд "Красная стрела" до сих пор ездит по Сокольнической линии метро. Фото 2020. Отсюда: https://transphoto.org

Следствие со временем установило всех виновников случившегося. Интересно, что на "Лубянке" взрыв произошёл в именном поезде "Красная стрела". Состав работает на линии до сих пор. Там просто заменили второй вагон, который пострадал. Но мне почему-то хорошо запомнился этот поезд. Поэтому с тех пор я им никогда не пользуюсь. Если он приезжает на платформу, то я жду следующий.

2011 год: плиточное безумие

В марте мэр города заявил, что асфальт в центре Москвы смотрится некрасиво. Его следует заменить на плитку, как в развитых городах Европы. Достоинств у нового материала, по словам экспертов, было много. Плитка не нагревалась от жаркой погоды, отличалась долговечностью и красотой. Учёные из МАДИ даже подсчитали, что плитка должна была служить городу аж целых 10 лет. На украшение столицы выделили 4 млрд рублей, чтобы заменить покрытие на 97 улицах.

Фото отсюда: https://www.timeout.ru
Фото отсюда: https://www.timeout.ru

Но как только наступила зима, оказалось, что плитка не так и хороша, как про неё говорили. Во-первых, идти по ней было слишком скользко. Во-вторых, материал начал крошиться и проваливаться. С тех пор москвичи стали язвительно воспринимать плиточное убранство города. Со временем асфальта на тротуарах в центре почти нигде почти не осталось. А вот проблемы с плиткой сохранились до сих пор. Она по-прежнему скользит и деформируется. Менять её приходится практически ежегодно. Что говорить, если даже после уже почти минувшей зимы плитка в центре скривилась и периодически приходит в движение. По ней опасно ходить.

2012 год: чтобы встать, надо заплатить

1 ноября жизнь московских автомобилистов изменилась навсегда. На столичных улицах появились платные парковки. В качестве площадки для эксперимента выбрали две улицы - Петровку и Каретный ряд. Цены по современным меркам установили невысокие: всего 50 рублей в час. Введение платных парковок обосновали бесконечными пробками в центре города, с которыми столичные власти решили бороться. Эксперимент на Петровке и Каретном ряду признали удачным. Зону платных мест для стоянки автомобилей начали расширять.

С годами платная парковка дошла практически до всех спальных районов. А в пределах Садового кольца встать "на халяву" нельзя много лет. Изменились и цены. Чтобы припарковаться на Петровке или Каретном ряду, придётся заплатить уже 450 рублей за час. В других центральных частях города стоимость варьируется от 200 до 380 рублей. Но, кстати, на улице Воронцово поле стоянка стоит всего лишь 80 рублей в час. В целом платные парковки действительно помогли разгрузить центр. Но есть и минусы. Многие автомобилисты, желающие парковаться бесплатно, переместились во дворы жилых домов, если территория не огорожена шлагбаумом.

2013 год: проезд по "Тройке"

В апреле для москвичей стала доступна транспортная карта "Тройка". Если говорить проще, единый билет на всё, который можно пополнять. За поездку с карты списываются деньги. Раньше на каждый вид общественного транспорта столицы действовал только свой билет. Его можно было купить заранее в кассах или же у водителя (в автобусах, троллейбусах и трамваях). До этого, конечно, существовали единые проездные. Однако они не были такими удобными. Да и стоили недёшево.

По "Тройке" цена была и остаётся значительно меньше. Например, билет на одну поездку 9 лет назад стоил 55 рублей, а по карте - 35. Новинка оказалась очень удобной, и теперь есть почти у каждого жителя Москвы. Со временем появились мобильные приложения для работы с картой. А желающие могут даже приобрести проездной даже в форме кольца. В целом, этот московский проект можно признать удачным.

2014 год: возрождение легенды

Весной ВДНХ, которая на тот момент именовалась "Всероссийским выставочным комплексом", перешла в собственность Правительства Москвы. Началась ликвидация всех нелегальных построек на территории комплекса. Всего снесли около 300 незаконных сооружений. А из павильонов убрали торговые точки. Теперь там должны были подготовить место для работы постоянных экспозиций и временных выставок.

В мае 2014 комплексу вернули историческое название - "ВДНХ". А в июле сюда перевезли из парка Горького настоящий космический корабль "Буран". Территорию выставки начали обустраивать: ремонтировать постройки, высаживать цветы и оформлять клумбы. Сейчас можно сказать, что перемены были к лучшему. #ВДНХ превратилась в одно из любимых мест для москвичей. Здесь можно гулять, кататься на велосипедах, коньках (зимой) и посещать многочисленные выставки в отреставрированных павильонах.

2015 год: детство никогда не будет прежним

31 марта после семилетней реконструкции открылся "Детский Мир" на Лубянке. Здание перестроили довольно сильно. Его площадь увеличилась, а внутренние интерьеры стали другими. Изначальное сооружение появилось в 1957 году. Его создал архитектор Алексей Душкин. Внутри было множество стендов с игрушками и разными товарами для детей. Больше всего маленьким москвичам нравились огромные часы, похожие на сказочный терем. Они, судя по фотографиям, исчезли ещё в 1990-х.

Новый "Центральный Детский Мир", как он стал называть после ремонта, совсем не похож на старый внутри. По сути, это обыкновенный торговый центр с запутанной сетью коридоров и огромным количеством разных магазинов и ресторанов. С одной стороны, выбор здесь стал больше, а также повысился комфорт. С другой - атмосфера оригинального советского "Детского Мира" была безвозвратно утеряна.

2016 год: старое-новое кольцо

В начале сентября начало работать #МЦК - Московское центральное кольцо. Его запустили на базе уже существовавшей железной дороги. Её построили в 1908 году, но выполняла она только функцию грузовых перевозок. В дальнейшем планировали и пассажирские поезда, но из-за Первой мировой войны и последующих революций проект не доделали до конца.

МЦК, 2016. Фото отсюда: https://www.the-village.ru
МЦК, 2016. Фото отсюда: https://www.the-village.ru

Планы по организации пассажирского движения по кольцу существовали ещё в конце 1990-х. Московские власти планировали запустить рельсовый автобус. Железная дорога не была электрифицирована, поэтому использовать обычные электрички не получилось. Лишь в 2016 году в столице запустили движение по МЦК. Для этого пришлось построить дополнительный путь, электрифицировать участки и возвести новые платформы. Сегодня здесь ходят поезда "Ласточка".

2017 год: противоречивое "Зарядье"

В сентябре открылся один из самых скандальных парков в истории - "Зарядье". Когда-то здесь располагались кварталы с плотной застройкой, где проживали не самые обеспеченные слои населения. В 1940-х на месте домов решили возвести огромную Сталинскую высотку. Но планы в жизнь не воплотили. То, что успели построить, разобрали. Какое-то время участок пустовал, но в итоге столичные власти захотели построить здесь отель. Так в 1967 году появилась гостиница "Россия".

Она простояла на протяжении 42 лет. Потом её закрыли и к 2010 году окончательно разобрали. Московские чиновники долго решали, что же построить на месте гостиницы. Предлагали разные варианты: очередной отель, торговый центр, офисный комплекс и разные административные здания. Определились только к 2012 году. Тогда решили, что в Зарядье нужно обустроить парк.

Его строительство продолжалось около 5 лет. Идея такая: всё пространство разделили на несколько климатических зон. Арктика, смешанные леса, заливные луга и др. После открытия парк получил много негативных отзывов. Была куча недоделок. И в целом всё выглядело так, словно рабочие не очень-то и старались. Но по прошествии времени здесь стало лучше. Появилась инфраструктура: концертный зал, музей, рестораны. Главной достопримечательностью парка является "парящий" мост. К "Зарядью" можно по-разному относиться. Но в любом случае, уж лучше парк, чем очередной офис или торговый центр у стен Кремля.

2018 год: футбол объединяет

С 14 июня по 15 июля в России проходил Чемпионат Мира по футболу. Главным городом спортивного события, конечно, стала #Москва . Здесь же состоялся финальный матч. Весь город окунулся в атмосферу футбола. Им начали интересоваться даже те, кто игру никогда не смотрел. На улицах можно было увидеть огромное количество иностранных болельщиков. Центром притяжения в столице стала Никольская улица. Именно здесь проходили самые масштабные и шумные гуляния.

Чтобы попасть сюда вечером, требовалось отстоять очередь и пройти досмотр. В целом, у меня сложилось странное впечатление, когда я оказался на Никольской. Очень много народу. В основном люди были, мягко говоря, не трезвыми и делали странные не всегда приличные вещи. Но если оценивать Чемпионат Мира, как событие в целом, то в городе и правда присутствовала какая-то атмосфера единства. Ни до ни после я никогда такого не чувствовал.

2019 год: старые электрички по-новому

21 ноября частично заработало транспортное новшество - Московские центральные диаметры (МЦД). Это сквозные железнодорожные линии через столицу. Одна из Лобни в Одинцово, вторая - из Подольска в Нахабино. Нужно сказать, что такие маршруты до этого уже существовали. Ездили как обычные электропоезда. На базе существовавшей инфраструктуры столичные власти и решили создать МЦД.

Новые поезда для МЦД "Иволга" на Белорусском вокзале, 2019. Фото отсюда: https://123ru.net
Новые поезда для МЦД "Иволга" на Белорусском вокзале, 2019. Фото отсюда: https://123ru.net

Проекты разрабатывались ещё в советское время. Тогда и появилось сквозное движение электричек по первым двум будущим диаметрам. Но в целом замысел в жизнь не воплотили. Лишь в 2017 году московские чиновники постановили, что #МЦД точно появятся в столице. Всего их планируют четыре. Для этого уже несколько лет идёт ремонт и реконструкция железнодорожного полотна, а также строительство новых платформ.

Таким для Москвы было совсе недавнее прошлое десятилетие. Если у вас есть какие-то свои воспоминания, пишите их в комментариях. Будет интересно почитать. А для тех, кому любопытная #история столицы и #фотографии москвы других десятилетий, ниже ссылки на другие статьи:

Как выглядела Москвы в конце 19 века: история в фотографиях

Как выглядела Москва в начале 20 века: история в фотографиях

Москва 1910-х в фотографиях: от большой деревни до столицы новой советской страны

Необычные фотографии Москвы 1920-х, а также главные события десятилетия

Москва 1930-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1940-х в фотографиях: как жили до, во время и после Великой Отечественной войны

Москва 1950-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1960-х в фотографиях: самое интересное советское десятилетие

Москва 1970-х в фотографиях: любимое десятилетие для многих

Москва 1980-х в фотографиях: ностальгия по былому

Москва 1990-х в фотографиях: вспоминаем самые важные события

Путешествие в Москву 2000-х: парковки в три ряда, вездесущая реклама и печальные события

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!