Найти в Дзене

ХРАМ В АБРАМЦЕВО

В этом году исполняется 140 лет освящению храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Абрамцево в Подмосковье. Он был построен по эскизу художника  Виктора  Васнецова  на средства мецената Саввы Мамонтова, владельца усадьбы. Этому предшествовало знакомство художника с промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым. Познакомил их Илья Репин. Придя к меценату в гости, Виктор Михайлович никак не мог решиться пройти дальше передней, долго отряхивал снег с калош. Наконец Илья Ефимович потерял терпение и потащил его за руку в кабинет хозяина, одного из самых состоятельных и предприимчивых людей в России. С первого взгляда он поразил Васнецова своим обликом: «Большие, сильные, я бы сказал, волевые глаза, вся фигура стройная, складная, энергичная, богатырская, хотя среднего роста, обращение прямое, откровенное – знакомишься с ним в первый раз, а кажется, что уже давно был с ним знаком». Художник понял: Мамонтов – свой. Дальше всё было ещё очаровательнее и страннее. Дом напоминал театр в часы ре

В этом году исполняется 140 лет освящению храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Абрамцево в Подмосковье. Он был построен по эскизу художника  Виктора  Васнецова  на средства мецената Саввы Мамонтова, владельца усадьбы.

Этому предшествовало знакомство художника с промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым. Познакомил их Илья Репин. Придя к меценату в гости, Виктор Михайлович никак не мог решиться пройти дальше передней, долго отряхивал снег с калош. Наконец Илья Ефимович потерял терпение и потащил его за руку в кабинет хозяина, одного из самых состоятельных и предприимчивых людей в России.

С первого взгляда он поразил Васнецова своим обликом: «Большие, сильные, я бы сказал, волевые глаза, вся фигура стройная, складная, энергичная, богатырская, хотя среднего роста, обращение прямое, откровенное – знакомишься с ним в первый раз, а кажется, что уже давно был с ним знаком». Художник понял: Мамонтов – свой.

Дальше всё было ещё очаровательнее и страннее. Дом напоминал театр в часы репетиций: там играют на трубе, здесь декламируют, там пахнет красками и свежим деревом. Собственно, это и был театр своего рода, но если актёры поначалу были обычно любителями (Васнецову сходу предложили роль в спектакле), то художники в этом доме были мастерами высочайшего класса; кроме Виктора Михайловича и Репина, частыми гостями оказывались Поленов, Серов, Коровин. Присоединился к этой компании и Аполлинарий Васнецов, который, «сходив в народ», то есть поработав учителем в деревне, вернулся под крыло брата. Из любительских постановок выросла Русская частная опера, связанная с именами Шаляпина, Рахманинова и других выдающихся композиторов. Чтобы понятнее было, какое влияние оказал на Виктора Васнецова Мамонтов, перечислим спектакли и оперы, к которым художник создал декорации и костюмы: «Снегурочка» Островского, «Русалка» Даргомыжского, «Хованщина» Мусоргского, «Садко» Римского-Корсакова. Древнерусскими мотивами оказалось проникнуто всё творчество Васнецова в этот период – они звучали в музыке, воплощались в красках и тканях.

На лето все вместе отправлялись в Абрамцево, имение Мамонтова, где его жена Елизавета Григорьевна, человек очень религиозный, упросила друзей-художников построить ей церковь. Поленов предложил храм в новгородском стиле, но выглядел он несколько тяжеловесно, поэтому взялся за проект Виктор Васнецов. И победил, согласно мнению семейного жюри. Поленов нисколько не обиделся и вместе с присоединившимся к друзьям Репиным взялся за работу, в которой помощниками выступали все Мамонтовы и остальные гости.

Храм в Абрамцево. Фото spasa-abramtsevo.cerkov.ru
Храм в Абрамцево. Фото spasa-abramtsevo.cerkov.ru

В наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие Василий Поленов (интерьеры, в т.ч. иконостас), Илья Репин, Михаил Врубель (по его эскизу в храме сделана печь), скульптор Марк Антокольский (рельеф головы Иоанна Крестителя), а также члены семьи Мамонтовых.

«Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, – вспоминал впоследствии Васнецов эти счастливые дни, – а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотёсы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Своей работой он помогал нам только в свободное время, приезжал к нам к вечеру и по праздникам, так как вёл в это время великое общественное и ответственное дело постройки Северной дороги. В наезды свои, конечно, всех воодушевлял. И всё спорилось и кипело, и во всём веял подъём духа и энергии самого Саввы Ивановича. Нужен кузнец ковать кресты, решётки – вот он, мастера камнетёсы, позолотчики? – всё живой рукой есть, по щучьему велению. А сам везде, шуткой, весёлым словом подбодрит, подкрепит уставшую руку… Церковь кончена, освящена в Спасов день. Веселье, радость! Чувствуется, что-то сделано, что-то создано живое! Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши абрамцевскую церковь».

Читайте больше на сайте
газеты «Вера».