Ни для кого не секрет, что отношение к литературному произведению формируется, в том числе, и из нашего жизненного опыта. Зачастую мы спрашиваем, почему в школьную программу включены полное рассуждений об обществе и морали "Преступление и наказание" Достоевского или роман-эпопея Шолохова "Тихий Дон", ну или же антисоветский "Один день Ивана Денисовича" Солженицына. Ведь не каждый 16-17-летний школьник способен с головой окунуться в лмтературное произведение и докопаться до истины. Но это и не всем взрослым дано. Помню, как я возмущалась, впервые читая "Анну Каренину" в 19 лет. Признаюсь, я тут же окрестила её взбалмошной особой, которая не понимает чего хочет от жизни и зазря изводит двух мужчин. Конечно же я ошибалась. Литература, настоящая литература, учит нас думать и вместе со своим развитием, формировать каждый раз свое новое, неповторимое мнение.
Сегодня хочу поделиться с вами опытом прочтения знакомого каждому школьнику романа из великого пятикнижия Достоевского, "Преступление и наказание". 10 класс. Урок литературы. Достоевский. Ну какая же глупость. Убил и мается. Зачем же тогда убил? И денег не взял. А идея-то какая абсурдная. Право он имеет. Хотел же лучше всем сделать, избавить мир от старухи-процентщицы и ей подобных, а в итоге от душевных терзаний умирает. Ещё Наполеоном себя называет. Возвращается на место преступления. Ну что за дурость! Остальные персонажи не произвели на меня ровным счётом никакого впечатления, до того уж душно это все. Хотя нет, Порфирий хорош.
Школа давно позади, мне 25 лет и я перечитываю "Преступление и наказание". Восторг. Какая идея - иметь право! Осмелиться и сделать. Доказать всем, что он сверхчеловек, "право имеющий", а не "тварь дрожащая". В этом весь он, чем не Наполеон? Мармеладов все так же жалок. Соня вызывает сочувствие, но не более того, её любовь, преданность и жертвенная любовь меня никак не трогают. В процентщице Алёне Ивановне, Свидригайлове и Лужине я вижу настоящих антагонистов, зло во плоти, не меньше. Порфирий по-прежнему неподражаем.
Прошло 5 лет и вот я третий раз читаю и первый - зачитываюсь неповторимым произведением о душе человеческой. Раскольников перестал быть кумиром. Он - бывший студент, взрастивший в своей голове идею о двух класссах: правящем и подчиняющемся. "Наполеоновская идея" охватила его и открыла дорогу высокомерию и презрению к обществу. Но и светлое начало поглядывает в Родионе. Взял и положил последние деньги во время сцены возвращения Мармеладова к жене. Запутавшийся молодой человек. С другой стороны раскрывается и Свидригайлов. Как я не заметила этого раньше? Да, "развращенный и погибший в пороках человек", но не он ли выделил средства на похороны Катерины Ивановны, а её детей устроил в детский дом, не он ли обеспечил финансово Сонину поездку в Сибирь? "Не привилегию же в самом деле взял я делать одно только злое", - фраза, определяющая и поведение и роль Аркадия Ивановича в произведении. Порфирий Петрович как всегда бесподобен. Его обволакивающая и выматывающая речь, провокационные реплики не оставляют равнодушным. Каждая встреча с Раскольниковым как раунд. А настроение романа? Тяжёлое, болезненное. Жёлтый цвет в интерьерах (всюду желтые обои, мебель), наружности персонажей (бледно- или темно-желтые лица героев), еде (желтые кусочки сахара) передаёт уныние, страдание и усталость.
Что принесёт мне следующее прочтение "Преступления и наказания" я не знаю. Но с радостью откроюсь роману ещё раз. Откроется ли он мне по-новому? Увидим. А какие произведения перечитывали вы?