Смеяться в ситуации реальных катастрофических проблем сегодня особенно тяжело. С лентой режиссера Адама МакКея «Не смотрите наверх» получилось интересно: в основе сюжета – угроза из космоса и реакция на нее общества, погруженного в свои обыденные дела. Но реально использовался материал борьбы вокруг проблем экологии.
В США она приобрела масштабный характер. Сотни ученых и политических аналитиков покинули правительство Дональда Трампа – ответ на его отношение к проблемам окружающей среды. Трамп организовал целое движение против тех, кто боролся за решение проблем экологии. Смешно и прискорбно видеть как Республиканская партия США просто отрицала факт глобального потепления. Оппозиция выпускала антинаучные "исследования", усиленно дезинформировала людей в корыстных интересах. Проводилась скупка DVD-дисков документальной экологической ленты "Неудобная правда", чтобы меньшее количество людей увидела ее. Как это оказывается просто: взять и выбросить все то, что раскопали и даже доказали ученые!
Но в ситуации « Не смотрите наверх» просто заслониться от летящей к земле кометы невозможно. Хотя поначалу именно это делается. Доктор Рэндол Минди (Леонардо ди Каприо) и аспирантка Университета штата Мичиган Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс), открывшая комету не один день просиживают у кабинета Президента США Джейн Орлин (Мерил Стрип), прежде чем их все таки примут. Потом их попробуют погрузить в веселое шоу телепрограммы «The Daily Rip», даже арестовать непокорную Кейт, но все равно от проблемы не уйти.
Проблема фильма не в летящей к земле комете, а в жизни общества, которое легко расколоть, обмануть. Это общество все еще ждет, когда за него решат все насущные проблемы. Да приближающая гибель реальна. Но оказывается есть что – то и пострашнее: это Питер Ишервел, миллиардер и генеральный директор BASH, один из крупных спонсоров Президента.
Как выясниться, Ишервел в любой ситуации, даже катастрофической, исходит только из прямой выгоды своей компании. Ему наплевать на все остальное! Как тут не вспомнить про бизнесменов второй мировой войны: когда их страну бомбил и уничтожал враг, они поставляли ему сырье и умножали свою прибыль. Вот это уже не фантастика, а факты.
Ишервел в самый решающий момент повернет руль событий в сторону своих интересов. Причем этот на вид промороженный тщедушный мужчина на самом деле обладает сокрушительной силой. Например, в поединке с доктором Рэндолом, он мгновенно доказывает ему: у него факты, благодаря которым ему подвластна картина будущего. На самом деле это конечно нет так.
И все, кто слепо доверяет Ишервелу, в итоге об этом пожалеют. Правда, надо отдать должное Адаму МакКею: в финале он все – таки показал Ишервела торжествующим. Причем именно в момент пожирания Президента инопланетным животным.
Фильм предваряют титры: "На основе реальных событий, которые не случились... Пока». Но, к сожалению, уже многое случилось. Фильм наполнен печальным размышлением о разнообразии механизмов защиты общества от реальности. Снимая по сути фантастику, МакКей ставил перед собой цели реального изучения состояния общества, когда в ситуации катастрофы государственная власть оказывается недееспособной, а механизмы обратной связи нарушены. В фильме возникает образ новых технологий социального взаимодействия, на всех уровнях направленного на устранение отрицательной информации. Лента призывает быть вместе в ситуации общей беды, к единству, которое оказалось важнее интересов одного класса.
Надо отметить, что И Адам МакКей и Леонардо ди Каприо не только в кино размышляют о будущем планеты. Знаменитый актер - посол мира ООН по вопросам климата. Он участвует в экодвижении, спонсируя новые экологические разработки, занимается популяризацией информации. У него есть своя компания , которая регулярно выпускает документальные фильмы о климатических изменениях.
Правда непонятно для чего актер консультировался с реальным астрономом Эми Майнцер и на протяжении 6-ти месяцев изучал орбитальную динамику. Это ничуть не повлияло на создание его образа. Среди номинаций, на которые выдвинут фильм лента, пожалуй, может претендовать только на лучший оригинальный сценарий и монтаж. Это все: ни режиссура, ни звездный состав ленты ничуть не повлиял на ее спорное художественное качество. Ее скорее можно назвать отличной политической сатирой с просчетами, не позволяющими ей подняться до картины на все времена.
Владимир Жерехов