Найти тему

Шахматы: как заинтересовать малыша игрой для взрослых, обучить правилам и шахматным нюансам

Оглавление

Шахматы: как заинтересовать малыша игрой для взрослых, обучить правилам и шахматным нюансам

Игра в шахматы гарантирует разностороннее формирование маленького человека. Она улучшает память, концентрацию внимания, воспитывает усидчивость, развивает логическое восприятие.

Начинать обучение малыша шахматам следует дома в привычной среде. Уроки лучше представлять в форме игры, последовательно изучая условия и правила.

Как пробудить интерес ребенка к шахматам

Если малыш с неохотой будет садиться за шахматную доску, ничего толкового из этого не выйдет. Главное, чтобы у ребенка появилось желание научиться играть. Принуждать ребенка к игре нельзя ни в коем случае. Малыш сам должен потребовать, чтобы его научили правилам игры.

Существует несколько проверенных методов, используя которые родители могут вызвать живой интерес малыша к логической шахматной игре:

  1. Проведение шахматных боев между взрослыми. Ребенок, наблюдая за передвижениями фигур, обязательно захочет принять участие и потрогать интересные «игрушки». Но в этот раз малышу следует объяснить, что проходит настоящая операция по захвату в плен короля. Попросить ребенка понаблюдать за игрой со стороны, пока он не знаком с правилами.
  2. Игра с самим собой одного из родителей также привлечет внимание малыша.
  3. После проявления первого любопытства можно познакомить малыша с каждой фигурой. Дать рассмотреть, пощупать. Рассказать о каждом участнике «шахматного сражения» в отдельности, назвав их по именам. Научить ребенка правильно расставлять на доске фигуры.
  4. В сказочной форме подать сведения о назначении фигур в шахматном мире.
  5. Объяснить малышу смысл перемещения фигур по игровому полю. Довести до разума ребенка главную цель шахматного сражения – защитить своего короля, уничтожить воинов противника и захватить чужого повелителя в плен. При этом юный шахматист должен четко усвоить, что фигуры отличаются цветом, внешними характеристиками и разными направлениями передвижения по доске.

Также можно найти мультфильмы по теме, где в доступном формате преподносятся правила и особенности игры. Это вызовет желание сыграть по-настоящему с реальным неприятелем.

Рекомендуется совместно посетить шахматный кружок, где малыш увидит своих сверстников и старших товарищей, увлеченных шахматами.

В нашем магазине представлен огромный выбор шахмат.

От эконом варианта всего за несколько сотен рублей до шахмат подороже с деревянными фигурами и в деревянном корпусе.

Шахматы деревянные (45х22.5х7.5 см), фигуры-дерево, в коробке

Нарды, шашки, шахматы ПЛАСТИК, на магните(24х13х3.5 см) в коробке

Несколько обязательных правил, которые нарушать крайне нежелательно:

  • в ходе игры следует демонстрировать позитивное настроение, без повышения тона, агрессии, ненависти и ссор;
  • бережно относится к шахматной доске и фигурам;
  • в процессе обучения хвалить, поощрять ребенка за любую мелочь;
  • неосторожно шутить, комментировать способности обучаемого неприемлемо.

Негатив, окрики, принуждение навсегда убьют желание ребенка чему-либо учиться.

На начальном этапе обучения следует ежедневно заниматься с малышом не менее 10-15 минут. Постепенно время урока можно увеличить. Ребенку до 5 лет достаточно 30 минут занятий в день. С детьми более старшего возраста рекомендуются 60-минутные уроки регулярно.

Научить ребенка шахматам поможет и литература:

Шахматы для детей

Большой самоучитель для маленьких. Шахматы для детей

Объясняем юному гроссмейстеру шахматные правила

Чтобы грамотно объяснить ребенку правила игры, следует самому неплохо владеть знаниями и практическими умениями шахматной стратегии.

Вываливать на малыша сразу всю полезную информацию не стоит. Рекомендуется постепенное введение ребенка во все нюансы и мелочи.

В начале необходимо рассказать о шахматной доске:

  • поле состоит из 64 черных и белых клеток;
  • по горизонтали клетки обозначены цифрами (от 1 до 9), а по вертикали – буквами (от А до Н);
  • при игре доску устанавливают таким образом, чтобы в нижнем левом углу от игрока находилась черное поле.

Дальнейший этап – знакомство с фигурами, как называются и каким образом ходят по полю:

  • На доске – 32 фигуры, (у каждого игрока – 16);
  • Фигуры по-особому перемещаются, уничтожая солдат соперника;
  • Самые маленькие солдаты – пешки (по 8 штук). Располагаются подряд во втором ряду от игрока. Первый ход – на 2 позиции вперед, далее – только на 1 квадрат. Уничтожают противника диагонально вперед. Пешка, достигшая противоположной стороны, становится любой другой фигурой;
  • Тура – 2 штуки, выставляется с обеих сторон симметрично по углам. Двигается ладья исключительно вверх и вбок на произвольное количество клеток. И так же поражает противника;
  • 2 фигуры коня. Занимает поле рядом с ладьей, ходит на 2 позиции вперед и на 1 вбок или на 1 клетку вперед и вбок на 2. Конь способен перепрыгивать через все фигуры;
  • 2 слона, передвигаются только по диагональным линиям. Один из них вправе перемещаться по черным полям, для другого открыты лишь светлые квадраты;
  • Ферзь или королева – самая главная, сильная фигура на поле, ходить и уничтожать врага может в любом направлении. Белый ферзь стоит на белой клетке, черный – на черном поле рядом с королем;
  • Король –самая важная фигура в шахматной игре. Фигура ходит в любом направлении, но лишь на 1 позицию. Уничтожить короля противника невозможно. Задача – окружить его со всех сторон, не давая ему хода. Такое положение в игре называется «мат». Игра на этом завершается.

Легко запомнить многочисленные фигуры, их назначение и правила перемещения ребенку поможет интересная игра в жмурки. Малыш закрывает глаза, а родитель убирает одну из фигурок. Далее ребенок должен определить, какая из фигур пропала.

Шахматы – обучение дома

Играть лучше на обычной шахматной доске. При этом сами фигуры могут отличаться изображениями разных персонажей, воинов. Могут быть особенными, чтобы их было проще запомнить.

Освоив правила, ребенок готов к практической игре. Играть в шахматы с ребенком следует по особому алгоритму:

  1. Для начала лучше расставить на поле только пешки. Пусть малыш попытается «съесть» пешку противника.
  2. При допущении ошибки можно потрясти доской – сымпровизировать землетрясение. Такой фокус ребенку понравится, а напряжение от оплошности исчезнет.
  3. Поэтапно в игру добавляются новые персонажи. Для каждой фигуры выделяем один день.
  4. Последующее занятие следует начать с повторения пройденных шагов.

Изучив с ребенком основы, желательно перейти к тактике и шахматной стратегии, куда входят следующие принципы:

  • король – самая слабая фигура, его необходимо защищать от солдат противника;
  • в начале партии следует вывести коней и офицеров (легкие фигуры), размещая их в центральной части;
  • можно дать уничтожить свою фигуру исключительно для получения выгодной позиции в игре;
  • следует играть каждой из фигур, потому как все они играют определенную роль в ходе «сражения»;
  • разграничивать фигуры по ценности (конь могущественнее пешки, но слабее ферзя);
  • стремиться забрать у противника наиболее сильные фигуры.

Объяснение важных ходов

Единственный выход из патовой ситуации – рокировка, когда фигуры из одной линии меняются позициями. Происходит между турой и королем, когда «важной персоне» грозит опасность. Король перемещается на 1 квадрат вбок, а тура встает на его место. Рокировка возможна только единожды за игру.

В начале пешки могут осуществить взятие на проходе. Пешка совершает ход через 1 клетку и становится в одну линию с пешками противника. Есть опасность быть «съеденным». При этом фигура-победитель занимает позицию выше.

При обучении шахматам своих малышей, следует учесть, что игра достаточно сложная, требует активной мозговой деятельности. Не стоит слишком загружать ребенка и заниматься более 20-30 минут в день. С 10-летнего возраста для обучения можно использовать игры с компьютером, особые программы, которые усложняются постепенно, от уровня к уровню.