Найти тему

«Париж, Техас»: как без слов показать состояние героев

В начале этого года впервые увидел фильм Вима Вендерса «Париж, Техас», и даже слегка жалею, что не посмотрел его раньше. Это простая, но тонкая европейская режиссура Вендерса на американской земле с просто великой работой оператор Робби Мюллера. Думаю, как и многие поклонники фильма, считаю сцены разговоров в пип-шоу мастерской работой все того же Робби Мюллера. Отражение лица главного героя Трэвиса сливается с лицом его жены Джейн и наоборот, что говорит о том, как сильно они связаны и наконец честны друг с другом. У Трэвиса было два визита к Джейн и мощным символическим приемом здесь является контраст между этими двумя сценами их встреч. В первой, цвет и освещение яркие, что отражает обостренное психическое состояние Трэвиса. Во второй встрече цвета более приглушенные и натуралистичные, т.к. к тому времени Трэвис смирился со своим прошлым и наконец подумал о будущем. В этой второй сцене он смог открыться Джейн, чего не мог сделать в первый визит.

Первая встреча
Первая встреча
Вторая встреча
Вторая встреча
-3
-4

В «Париж, Техас» есть и более простые элементы, но зато они как работают. Например, довольно скромная сцена, где Трэвис и его сын Хантер идут по разные стороны улицы домой со школы. Супер просто, но гениально отражает их сближение спустя долгий период разлуки, когда в итоге они встречаются посередине дороги. Или мотив одиночества через маленький человек-большой город, который, возможно, позже позаимствовала себе София Коппола в ее «Трудностях Перевода».

«Париж, Техас» Вендерса
«Париж, Техас» Вендерса
«Трудности Перевода» Копполы
«Трудности Перевода» Копполы

Цвет. Вообще, не уверен, что он здесь тесно связан с драматургией, кроме того, что Вендерс часто выделяет белый, синий, красный, как цвета американского флага и мечты. Но часто здесь красный цвет отражает одиночество Трэвиса. Будь то финальные кадры, где он едет в машине один оставив всех дорогих ему людей, или поход на работу Джейн в пип-шоу, куда в принципе идут одинокие люди. Палитра сменяется на сине-зеленую в моменты, когда Трэвис проявляет заботу и любовь к своей семье, например, велел позвонить сыну домой, чтобы брат Трэвиса и его жена не волновались, ну и конечно, в финале фильма, где он отбросил все плохое и сделал всё для воссоединения дорогих ему людей.

-7
-8
-9
-10
-11

Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса" , где я делаю подобные разборы каждую неделю.