"Не будь Мольера, не было бы и комедии"- французская поговорка.
В мировой литературе и театре Мольер считается одним из величайших драматургов всех времён. Его считают основателем классической комедии, чьи пьесы не сходят с театральных подмостков уже более 350 лет - их знают и любят во всех странах мира. Творческая смелость Мольера (которую также называют "новаторством") намного превышала развивающиеся эстетические и этические стандарты, а его художественная свобода иногда граничила с моралью, настолько, что церковь даже предлагала сжечь драматурга.
Французский писатель стал легендой ещё при жизни, но в начале его пути нельзя было предвидеть, что Мольер станет одним из величайших драматургов мира.
Его настоящее имя - Жан-Батист Поклен. Он родился 15 января 1622 года в Париже, в семье королевского обойщика, краснодеревщика и камердинера Жана Поклена.
Получив юридическое образование в Клермонском колледже в 1639 году, Жан-Батист, вопреки наставлениям отца, решил посвятить себя "службе Мельпомене". В 1643 году Жан-Батист и несколько актёров организовали в Париже "Блистательный театр", а через год Жан-Батист Поклен дебютировал на сцене под псевдонимом Мольер. Примечательно, что "Блистательный театр" существовал недолго, так как не выдержал конкуренции со стороны профессиональных парижских трупп. Самые решительные актёры вместе с Мольером отправились в провинцию попытать счастья.
За тринадцать лет, с 1645 по 1658 годы, своих скитаний по Франции, Мольер из трагического актёра превратился в комедийного, поскольку именно фарс привлекал в то время провинциальных зрителей. Более того, репертуарный голод заставил Мольера взяться за перо и самому писать пьесы. Так, мечтавший играть главные роли в пьесах Жан-Батист, поневоле стал комедиографом Мольером.
Премьера первой оригинальной пьесы Мольера "Смешные жеманницы" прошедшая в Париже в ноябре 1659 года, обернулась оглушительным и скандальным успехом.
Вершинами творчества Мольера считаются комедии «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф, или Обманщик» и «Мизантроп». Эти три комедии, обеспечившие автору литературное бессмертие, при жизни Мольера, принесли ему только неприятности. "Тартюф" был запрещён после первых представлений, потому что верующие увидели в насмешках Тартюфа над религиозным лицемерием нападки на церковь. Известно, что Парижский архиепископ даже угрожал своему приходу отлучением от церкви за любую попытку ознакомиться с комедией Мольера, а несколько священников даже предложили сжечь святотатственного автора на костре. Нападкам приходит конец благодаря королю Людовику XIV, который берёт вольнодумца под защиту, предоставляет труппе Мольера придворный театр Пти-Бурбон и, более того, соглашается стать крёстным отцом первенцу драматурга, что показательнее любого указа о неприкосновенности автора.
Мольер оказал большое влияние на всё последующее развитие комедии во Франции, и далеко за её пределами, подняв её на один уровень с высокими жанрами. Многие комедианты вдохновлялись его творчеством. Из школы Мольера вышел знаменитый творец Пьер Бомарше, единственный достойный преемник Мольера в области социально-сатирической комедии (музыкальная комедия по произведениям Пьера Бомарше "Бомарше и компания. Покорённые любовью или Виват, Франция" 24 февраля в 19:00 на сцене Ялтинского театра им. Чехова).
__________________________________________________________________________________________
Литературное наследие Мольера чуть более 30 пьес. Его творчество было настолько ярким и самобытным, что современники не могли простить ему его гениальности, обвиняя в безбожии, сатирическом осмеивании и кощунстве. Не все, конечно, но очень многие. И только со временем, когда на его спектакли приходили всё новые поколения зрителей, его творчество стало восприниматься как одно из самых светлых, истинно-художественных явлений в мировой драматургии и, в конце концов, было признано «классикой мирового театра».
Информация взята из открытых источников
Если заметили ошибку, пожалуйста, напишите. Обязательно исправим.
Знаете интересные факты о жизни Мольера, обязательно пишите!
Рекомендуем к прочтению: