В этой публикации я хочу поведать о транспорте сопровождения шоссейных велогонок, использовавшемся во времена СССР. Первый рассказ – о мотоциклах. В Советском Союзе была построена очень разветвленная и достаточно совершенная система организации спорта – как любительского, так и профессионального, (при том, что все советские спортсмены официально считались любителями). В данном контексте профессионалами я считаю людей, занимавшимися только спортом и получавшими от этого занятия средства для обеспечения своего существования. Вовлечение в спортивные занятия, подготовка и отбор перспективных кадров начинался в некоторых видах спорта еще в дошкольном возрасте! Что касается велоспорта, то им начинали обычно заниматься в средней школе. Сначала – спортивная секция, выступления на городском, районном, областном уровнях – потом Добровольное Спортивное Общество, команда и возможный путь в «большой спорт», который открывался для десятков перспективных молодых людей из десятков тысяч занимавшихся велоспортом в масштабе Советского Союза.
На обеспечение этой системы государство тратило многие миллионы рублей – нужно было обеспечить инвентарем и одеждой, подготовить и обеспечить всем необходимым для жизни специалистов, выделить помещения, организовать тренировки и соревнования и т.д.и т.п.
Основным транспортом для тренеров и механиков велокоманд ДСО долгое время были тяжелые мотоциклы с коляской, которые производились в СССР всего двумя заводами – Ирбитским и Киевским. Обычно это были стандартные серийные машины – М-72, а позднее – «Днепры» и «Уралы». Чаще их использовали без каких-либо изменений, иногда лишь устанавливали на колясках самодельные крепления для перевозки нескольких велосипедов. Крупные клубы, имевшие и вело- и мото-команды, позволяли использовать кроссовые модели, отчасти даже более удобные для перевозки запасных велосипедов, колес и инструментов для ремонта. На этих мотоциклах велосипедистов во время тренировок и соревнований сопровождал тренер и механик.
Автомобильный транспорт использовался, как правило, только во время крупных соревнований и он обычно был закреплен не за велокомандой, в за спортобществом или же предоставлялся предприятиями – шефами ДСО.
В коллекции Веломузея имеется немало фотографий, запечатлевших мотоциклы тренеров и механиков велосипедных команд, некоторые из которых я вам продемонстрирую.