Найти в Дзене
Российский писатель

Паразиты и «экспериментаторы» - победили?

Оглавление

На культурной ниве произошёл классический случай, когда воплотилась в жизнь крылатая поговорка: выплеснули с водой ребёнка.

Не установлено точно, кто является автором этого крылатого выражения (возможно, это немецкая народная пословица), но мировую культуру оно вошло благодаря немецкому реформатору, основоположнику протестантизма Мартину Лютеру – первому переводчику библии на немецкий язык. Борясь с папскими догматами, он употребил это образное выражение: «Не стоит выплёскивать из ванны с грязной водой и самого ребёнка». Оно напоминает о том, что всегда есть опасность, критикуя и даже ниспровергая что-либо, забыть за частностями о главном. Такая ситуация и сложилась в принципе вокруг необходимого документа, который должны были принять в объявленный Год культурного наследия народов России. Так мы будем хранит или разрушать это великое наследие?!

На последнем секретариате Союза писателей России было выражено сожаление и разочарование по поводу отзыва Министерством культуры РФ из общественного обсуждения проекта «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».  До этого, чувствуя нагнетание истерии в СМИ по поводу защиты прав так называемых «свободных художников», секретариат направил министру культуры и разработчикам документа письмо-поддержку. Однако, вцепившись в частности, противники проекта поставили под удар саму суть документа — духовно-нравственное начало.

Были вопросы к документу? Конечно – да ещё жирным курсивом. Например, прав был дипломат и публицист Михаил Демурин на страницах «Российского писателя»:

«А как вам права и свободы человека, поставленные выше труда, справедливости и коллективизма? Нет, это точно писали люди, ничего не понимающие в русской душе, в культурном коде народов нашей страны». И я публично критиковал проект за то, что в обширном документе не было ни слова о государственной поддержке литературы и чтения, но главное – при упоминании о бесспорно необходимом  государственном заказе, не были прописаны механизмы его формирования и контроля со стороны общества, традиционных творческих союзов.

Светлана Замлелова в «Советской России» разнесла проект в пух и прах: «Документ состоит из семи разделов и двадцати трех пунктов. Поскольку рассмотреть весь текст в статье не получится, рассмотрим несколько примеров, дабы уяснить, чего именно хотят авторы и чего добиваются они от президента России, чья подпись в итоге украсит новоиспеченный проект. Президент должен утвердить основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Вроде бы хорошее дело, но…».

Ну и высыпался целый мешок претензий. Порой критиканство - зашкаливало:

«Естественно, сразу возникает еще один вопрос: а что такое эти самые «традиционные российские духовно-нравственные ценности»? Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная, традиционные ценности у разных народов разные».

Что, до того разные, что просто непримиримые? Не верю! Пушкин изучал Коран и не находил в нём неприемлемых ценностей, Розанов увлекался иудаизмом и многое сумел в нем оценить. Если бы традиции утверждались принципиально разные - как же мы веками уживались, помогали друг другу, одерживали общие победы? Читатель «Совраски» под разгромной статьёй написал предостерегающий пост - runin 4 февраля: «Проект выглядит очень наивным, но Замлелова тут написала так, будто вообще считает не нужной государственную политику по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Заканчивалась критическая статья Замлеловой вообще странно, невообразимым смешением посылов и выводов:

«В целом же документ оставляет впечатление какой-то жалкой попытки власти восстановления напрочь разрушенного «Крымского консенсуса». А другими словами, утраченной поддержки и доверия народа. Но подкупить народ словесами вряд ли удастся».

Но когда речь идёт о культуре, а мне хочется, чтоб и о литературе – её основе, прежде всего вспоминаются слова Пушкина: «…слова поэта суть уже его дела». Как ноты для композитора и краски для художника, так что и о словесах надо думать – в них смысл. Их надо было корректировать, приводить в соответствие с реальностью, с учётом высказанных замечаний профессионалов на ниве культуры, но вняли брюзжанию самых избалованных, самых обласканных и безответственных по части траты средств.

Многим гражданам России вообще непонятно, почему театры стали недоступны для тружеников, студентов, пенсионеров, а руководители и звёзды театра получают баснословные деньги. Вот доходы в докарантинные, благодатные времена: задекларированный доход худрука Мариинского театра Валерия Гергиева, составил 154 млн руб. Второе место занял художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин: почти 113 млн руб. Напомним, что именно со спектаклем театра Льва Додина был связан «ценовой» скандал: стоимость билетов на постановку «Гамлет» с Лизой Боярской и Данилой Козловским в главных ролях, показанную в Москве, достигала 20 тыс. руб. У Евгения Миронова в Театре наций билеты столь же дороги, а сам худрук (его так и кличут в коллективе) получал 37 млн руб. Вот эти люди прежде всего не желают никаких ограничений, и министерство, по сути, пошло у них на поводу.

Вскоре в Общественной палате РФ прошло обсуждение проекта указа президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В заседании 7 февраля приняли участие представители разных религий, общественных, государственных и культурных организаций, в том числе и артисты Николай Бурляев, Дмитрий Певцов, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, поддержавшие законопроект.

На обсуждении резко высказался один из авторов проекта директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва Владимир Аристархов, который акцентировал внимание на позиции председателя СТД РФ Александра Калягина: «Для нас очень важно и ценно, что тот проект был поддержан всеми выступающими, за единственным исключением представителя Союза театральных деятелей». Текст Александра Калягина на официальном сайте СТД РФ озаглавлен был просто «Кому это нужно?». В нём председатель СТД высказался о документе как о тотальном введении цензуры.

На заседании в Общественной палате Аристархов прокомментировал выступление Калягина так:

«Право на свободу творчества не обязывает государство финансировать всё подряд, то, что Калягин и его коллеги объявят искусством. Хотя бы потому, что денег всегда меньше, чем желающих их потратить. Государство не должно допускать, чтобы народные деньги тратились на проекты, подрывающие нашу идентичность и единство страны. <…> Однако, Калягин и поддержавшие его театральные деятели жалуются на цензуру. В логике это называется подменой тезиса, а в просторечии — враньем. Заявление Калягина лживо от начала до конца. Он передергивает факты, потому что беспокоится за выделяемые ему деньги. Цена вопроса для Калягина — 280 млн для СТД на 2022 год. И его опасения обоснованы: вдруг кто-то задумается об эффективности этих вложений. Среди подписавших письмо много тех, кто ассоциируется с разрушением классического русского театра, с постоянными скандалами и кощунственными сценическими постановками. Эти люди объявили себя новаторами, но не обладая талантами, позволяющими создать что-то действительно важное для нашей культуры, эти деятели овладели искусством скандала и эпатажа. Новизна их сводится к глумлению над нашими классиками, над нашими ценностями, над нашей историей. <…> Этой группе театральных деятелей удаётся кормиться на деньги общества и одновременно разлагать это общество, подрывая ценности, на которых оно основано. Наверное, кто-то должен наконец сказать, что сохранение культурных ценностей несовместимо с деятельностью тех, кто подписал письмо в поддержку Калягина. <…> В биологии есть специальный термин для существ, живущих за счет других организмов и ослабляющих тех, чьими соками они питаются — они называются паразитами. В случае реализации “основ” таких паразитов станет меньше».

Это, конечно, вызвало всплеск нового недовольства и, уверен, жалоб в администрацию президента. Тогда министерство культуры приостановило общественные обсуждения проекта указа: «Это необходимо для выработки новых подходов к подготовке и обсуждению документа, позволяющих объективно и всесторонне учесть все мнения, доводы и замечания, поступившие в адрес разработчиков», — сказано в пояснении. При этом в Минкульте отметили, что в ходе общественного обсуждения, проходившего на официальном портале правовой информации с 21 января по 4 февраля 2022 года, за документ проголосовало 100 760 пользователей, а против 78 928. «Вместе с тем в обществе, в профессиональной среде прозвучало множество и критических замечаний. В связи со сложившейся дискуссией вокруг этого документа стратегического планирования на сегодняшний день очевидна необходимость поиска новых подходов», — заключили в министерстве.

Увы, театральные деятели («паразиты» в пылу полемики) – победили: проект отозван. Кто будет дорабатывать теперь, какая либеральная контора? Надо же: мнение самых высокооплачиваемых, неконтролируемых и убыточных для государства театралов – возобладало над здравым смыслом! Как писал Калягин, «Ни с того ни с сего нам предлагается проект нового документа, в котором его авторами <...> прямо и недвусмысленно утверждается, что государственная поддержка культуры и образования (внимание!) невозможна без установления дополнительного контроля. Ни с того, ни с сего?! А он поправки в Конституцию читал? А он видит, что творится на информационно-культурном и геополитическом поле?

Считаю, что критика документа была вызвана низким качеством подготовленных документов, таким топорным их исполнением, что и художники-государственники, творцы-патриоты критиковали эти порождения минкульта. А театральные деятели-либералы – воспользовались общим недовольством («действующих правовых актов вполне достаточно для регулирования этой сферы общественных отношений») – лишь бы ничего не менялось и они продолжили, получая огромные дотации от государства, бесконтрольно самовыражаться и экспериментировать («при такой цензуре творческий эксперимент будет невозможен»). Их всё устраивает, а общество – нет.

Более того, пожалуй, впервые авторитетный представитель театрально-киношной богемы высказался против тех, кто под видом современного искусства продаёт свою претензию на уникальность, гениальность и пошлые комплексы под соусом «ново, свежо, неординарно, талантливо, свободно от пошлых мещанских условностей отмирающего классического советского искусства». И сделал это популярный актёр Сергей Маковецкий, который не боится остаться без работы. Вот что он сказал ТАСС:

«Скажу честно, я не понимаю спектаклей Богомолова и Серебренникова. Единственный спектакль, который мне когда-то понравился, это был «Пластилин» Кирилла Серебренникова. Больше меня ничто не вдохновило. Я не понимаю, почему у Константина Богомолова Роза Хайруллина должна играть Лешу Карамазова? Хоть убейте меня. Это какие-то собственные комплексы? Мне кажется, что все это уже давно было. Мальчики играли девочек, а девочки — мальчиков. Однажды даже покойный Петр Наумович Фоменко сказал: «Все давно уже было, просто нас еще не было». Я не понимаю театра, где ничего не происходит, а полчаса лежат и кашляют. А я должен на это смотреть (Прим. — имеется в виду спектакль Константина Богомолова «Волшебная гора» в Электротеатр Станиславский). Я хочу сидеть в зрительном зале и сопереживать тому, что происходит на сцене. Я должен быть соучастником спектакля, а не сторонним наблюдателем и разгадывателем ребусов. Или вот падают яйца с неба, а я думаю, сколько их еще упадет? Потом актер начинает их собирать, кстати, это был спектакль «Чайка», а я считаю, слава богу, осталось два яйца. Это что — театр? Для меня — нет. Уверен, что у этих художников есть масса поклонников. На здоровье, смотрите».

Никто из здравомыслящих граждан и ответственных творцов не выступает против перечисленных в документе ценностей. Вопрос, как выстроить приоритеты и внятную государственную политику с опорой на подобный указ и мнение общественности, в том числе – художественной. Потому секретариат решил опубликовать письмо для понимания и информации нашим соратникам, какой была позиция писателей России в противостоянии ультра-либеральным «ценностям» и устремлениям.

Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России

......................

"Российский писатель" - издание Союза писателей России
_____________

Уважаемые подписчики, просим вашего внимания!
К сожалению, сотрудники Яндекс-Дзен резко ограничили показы наших материалов, поменяли адрес нашего канала и запретили Rss-ленту, отписав при этом 4 тыс. подписчиков.
Теперь же они ежедневно отписывают у нас по десятку подписчиков в день.
Проверьте, подписаны ли вы или вас тоже отлучили от нашего канала.