Я уже писала о своей приятельнице Наташе (прочитать можно здесь). Наташа с мужем и детьми живёт в новом доме, который относится к классе жилья повышенной комфортности. В подъезде меньше 20 квартир (ещё и не все заселены до сих пор). На этаже только 2 квартиры и обе трёшки. Очевидно, бедных людей в этом подъезде нет. Наверное, поэтому люди спокойно оставили на лестничной клетке около своих квартир коляски, велосипеды и самокаты летом, ватрушки зимой. Очевидно, что сосед, около дверей которого стоит такой же парк спортивного снаряжения, чужое не утащит. А даже если у него нет такого снаряжения, то смысл ему опускать до мелкого воровства и портить отношения с соседями отсутствует.
И вот совсем недавно собираясь с детьми на горку, Наташа увидела, что ватрушка спущена. Обидно. Вечером попросила мужа накачать. Он и выяснил, что у ватрушки лопнула камера. Как раз там, где молния на чехле растегивается.
- Странно, - сказал муж, - ватрушка новая, только первый сезон катаем. С чего бы ей лопаться? Сегодня новую камеру закажу, через пару дней будете вновь кататься.
На следующий день, гуляя с детьми во дворе, Наташа упомянула в разговоре с соседкой, что у них на ватрушке вчера лопнула камера.
- Надо же, - удивилась соседка, - у нас на днях камера лопнула, вчера у вас, с седьмого этажа у ребят такая же история. Просто массовое самоубийств камер какое-то. С чего бы вдруг?
Наташа пожала плечами, хотя на самом деле мысли странные появились. Но не будет же никто из соседей специально камеры ходить портить. Смешно. Может, конечно, проделки кого-то из детей?
Соседка решила выяснить все же, что именно происходит. Она написала в чат о непонятной ситуации. Как обычно народ поахал и успокоился. Но спустя несколько дней личная камера одного из жильцов засняла интересное видео с площадки около квартиры: парень лет 12 спокойно протыкает ватрушку, достав что-то похожее на перочинный нож из кармана, а потом абсолютно спокойно уходит из поля зрения камеры. Ситуация неприятная. Юный вредитель неизвестен. Никто не опознал паренька.
Соседка не остановилась на этом. Она отнесла запись участковому, который и опознал мальчишку.
- О, теперь здесь отметился, - сказал участковый. - Знаем мы этого народного мстителя. Мать домохозяйка, отец шабашит по стройкам. Детей в семье четверо. Он старший. Учится через пень колоду. И ничего мы с ним сделать не можем. Ну, стоит он на учёте, а дальше-то что? Вот через годик ему 14 стукнет, тогда и разговор с ним поменяется. А в 18 однозначно присядет. Уж больно его классовая ненависть ко всем богачам распирает. Жалко его. В семье нищета сплошная и только разговоров, что честным трудом можно только геморрой заработать и нищем быть не стыдно. Мол, все, кто с деньгами, либо воруют их, либо откаты получают. И из-за них, богачей, страдают все остальные, в том числе и эта семейка. И как результат вместо того, чтобы учиться, работать, этот сорванец выбрал путь мести буржуям. Вы, конечно, напишите заявление, передам его коллегам, пусть подошьют. Только опасаюсь, что больше они ничем помочь вам не смогут: ущерб незначителен, возраст небольшой.
Соседка принесла эту информацию в чат, попросив всех внимательнее следить за появлением этого юного мстителя во дворе и в подъездах. Чат всколыхнулся вновь.
Одни предложили этого мстителя приравнять к террористам и отодрать за уши, как следует. Раз родители не в состоянии объяснить отпрыску, чем для него завершится славный путь Робин Гуда, то надо срочно выполнить это другим. Вторые тут же возмутились, что это непедагогично, что ребенок, растущий в нищете просто не может не вырасти озлобленным на то, что у других детей есть значительно больше, чем у него. Это вина его родителей, которые бездумно размножаются и не думают о своих детях. И вместо того, чтобы отрывать уши, давайте лучше подарим парню ватрушку, мол, пускай он покатается и поймет, как это здорово. "В таком случае, - написал кто-то, - готовьтесь следующим подарить ему квартиру, чтобы он понял, как здорово жить в нормальных условиях, а не разваливающейся хибаре." Кто-то предложил подарить ему путевку в детдом, там хотя бы одет/обут/накормлен будет, а дома еще вопрос, что у него происходит. Короче, мнений много, выбирай правильное в соответствии со своими взглядами.
- Знаешь, - говорит Наташа, - с одной стороны, мы можем позволить себе купить новую камеру на ватрушку: не разоримся, но если он не поймет сейчас, что так поступать нельзя, то где гарантия, что завтра этот ребенок не порежет этим же ножом куртку на моем сыне или самого сына только за то, что у него есть теплая зимняя современная куртка, а родители ему новую нормальную одежду купить не могут? Конечно, это не вина ребенка, что ему хочется и ватрушку, и новую куртку, и просто нормальной жизни, но почему крайней оказываюсь я и такие же, как я? Почему его родители вместо того, чтобы думать и работать не только членом, предпочитают обвинять всех вокруг в своей бедственном положении? Мальчишку, конечно, жаль, но почему крайними опять оказываются не те, кто все заварил?
И правда, почему? А уж любимое русское "что делать?" напрашивается само собой.