Найти тему
Кот Баюн

Скифия перед персидским вторжением

«… Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого. Ведь у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища — в кибитках. Как же такому народу не быть неодолимым и неприступным? …» Геродот.

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Покорение Египта Дарием I

Мятежные аристократы

Дарий I. Расширение границ империи

Загадки скифского похода Дария

Вторжение в Европу

Поход Дария через Фракию в Скифию

Другие статьи из серии "Скифы":

Скифы

Скифы на тропе войны

Первое скифское царство

Царство Ишкуза - союзник Ассирии

Новые времена – новые союзники

Уничтожение Скифского царства Мидией

Царские скифы

Карта Скифии (по версии «Кембриджской истории Древнего мира»)
Карта Скифии (по версии «Кембриджской истории Древнего мира»)

Со времени «скифского похода Дария» минуло более двух с половиной тысяч лет, племена с которыми сражались персидские воины, растворились в новых народах, а географические ориентиры – поменяли свое название так, что небольшое пояснение к Геродоту, думаю, не помешает. В предыдущей статье Автор попытался прокомментировать рассказ Геродота о походе войска Дария I через земли Фракии в Скифию (подробнее ЗДЕСЬ: Поход Дария через Фракию в Скифию). Больших затруднений с этим не было, упоминаемые Геродотом греческие колонии хоть и переименованы, но остаются на своих местах, а их история хорошо отслеживается на всем своем протяжении. То же самое и с названиями природных объектов, несмотря на успевшие несколько раз измениться названия, они легко соотносятся с названными «отцом истории» ориентирами, а несколько спорных моментов общей картины не меняют. Теперь же, когда мы вплотную подошли к описанию к описанию боевых действий персидской армии в Скифии, общая картина выглядит значительно более печально.

Непосредственно в Скифии в конце VIв. до н.э. Геродот лично посещал две греческие колонии – небольшое поселение Борисфен недалеко от устья Днепро-Бугского лимана и стремительно разрастающийся и набирающий силу город Ольвия на правом берегу все того же лимана. Из Ольвии, ставшей на некоторое время его штаб-квартирой, он совершил несколько сухопутных путешествий, по мнению Б.А. Рыбакова «…сухопутные экскурсии Геродота из Ольвии мы должны, повидимому, ограничить долиной Гипаниса, но не только до пограничного Эксампая, находившегося на полпути, а и в глубь земледельческой Скифии до самых истоков реки, вытекающей из сердцевины археологически известных скифских, борисфенитских земель ...». Во время своих странствий по Скифии, он много общался с местными греками и скифами, вероятно, большая часть сведений о «скифской» части похода получена им именно в этих краях.

К сожалению, представления греков о географии северного Причерноморья были весьма несовершенны, хоть сколько-нибудь подробных карт в то время не существовало, а устные описания не всегда понятны и дают возможность для множества толкований. К тому же, за прошедшие со времен путешествия Геродота века, произошли значительные метаморфозы ландшафта, и многие топонимы исчезли или претерпели значительные трансформации. В качестве примера можно привести изменение уровня Черного и Азовского морей, который был ниже современного как минимум на 5 метров, соответственно большая часть береговой линии того времени затоплена и находится под водой. Есть предположение, что именно так исчез, до сих пор не обнаруженный, древнегреческий город-порт на побережье Меотийского озера (Азовское море) – Кремны. Другим подобным примером могут служить изменения, случившиеся за прошедшие тысячелетия в дельте реки Истр (Дунай).

Согласно Геродоту, «устье Истра обращено на юго-восток», но в наше время основное устье Дуная – Килийское ориентировано строго на восток. Дело в том, что за два с половиной тысячелетия конфигурация дельты кардинально изменилась, и на месте устья Истра времен Геродота образовалось озеро Разелм, лежащее к югу от современного устья, а образовавшееся новое русло получило несколько другое направление. Этот казус, кстати, долгие годы считался ошибкой «отца истории» и доказательством его некомпетентности. Чтобы подвести итог, стоит привести слова М. В. Агбунова – ученого, посвятившего долгие годы изучению скифо-античной истории Причерноморья и практической проверке имеющихся сведений античной географии: «…мы сами не всегда представляем, как выглядел тот или иной район Причерноморья в античное время. Ведь здесь произошли значительные палеогеографические изменения. Не учитывать их нельзя. Без этого невозможно правильно понять многие сведения античных авторов, а также целый ряд конкретных вопросов древней истории региона ...».

Археологические культуры скифского типа. Карта из книги Б.А. Рыбакова «Геродотова Скифия»
Археологические культуры скифского типа. Карта из книги Б.А. Рыбакова «Геродотова Скифия»

Благодаря многолетним усилиям археологов, мы имеем весьма подробную карту Скифии, на ней места древних захоронений, поселений и мест отправления религиозных культов. Нам известен уровень развития живших там племен, набор используемых ими орудий труда, охоты, войны. Для того, чтобы «вдохнуть жизнь» в этот набор сухих фактов и восстановить полную картину жизни, области, которую греки прозвали Скифией, не хватает только свидетельств современников о племенах сколотов-скифов конца VI – V в. до н.э., их обычаях, верованиях, свершениях и неудачах. И тут никак не обойтись без «отца истории», который, пожалуй, единственный из живших тогда людей, оставил нам воспоминания о скифах. Нам нужно «всего лишь» соотнести обнаруженные археологические культуры и названные Геродотом племена, но вот тут-то у историков и возникла проблема. По уже упомянутым выше причинам, немногие приведенные греческим писателем топонимы крайне сложно сопоставить с современными реалиями. «… Локализация указанных Геродотом скифских племен на современной археологической карте — одна из наиболее сложных задач современного скифоведения. Эта проблема рассматривается уже не одно десятилетие, но к единому мнению исследователи до сих пор не пришли. Относительно размещения некоторых племен имеются значительные расхождения ...» М.В. Агбунов.

Список племен сколотов-скифов у Геродота далеко неполон, кроме того, он порой весьма расплывчато указывает, какие из перечисленных им племен принадлежат к скифам, а какие просто соседствуют с ними. Эти и другие проблемы, возникающие при попытке сопоставить рассказ Геродота с современной картой, решаются в меру фантазии того или иного историка, то, что мы имеем в результате этих попыток, еще в 80-х годах прошлого века, хорошо охарактеризовал Б.А. Рыбаков: «… Каждый археолог-скифолог, разрабатывающий скифскую проблему в целом, создавал карту размещения геродотовых племен. Однако оказалось, что карты крупнейших скифоведов не только не обнаруживают единства, но и значительно отличаются друг от друга. Примером существенных расхождений, приводящих к взаимопогашению гипотез разных авторов, может служить сопоставление шести карт Скифии по Геродоту: М. И. Артамонова (1949), А. П. Смирнова (1966), Б. Н. Гракова (1947 и 1971), А. И. Тереножкина (1961), А. И. Тереножкина и В.А.Ильинской (1971). … Расходятся между собой даже карты одного и того же автора, составленные в разное время. Размещение одного и того же племени колеблется иной раз в диапазоне 200 — 800 км и приурочивается к разным ландшафтным зонам ...» Б.А. Рыбаков. Дав оценку усилиям своих коллег, Борис Александрович сам попытался составить подобную карту, которая «…вызвала резкую, в ряде случаев абсолютно справедливую, вполне убедительную критику …» М.В. Агбунов. Проблема не решена и по сей день, что не удивительно, учитывая проблемы, наступившие с распадом Советского Союза, когда большинству историков было совсем не до скифов.

«… Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника] Скифии составляют 40 000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка, — еще столько же. Такова величина этой области ...» Геродот.
«… Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника] Скифии составляют 40 000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка, — еще столько же. Такова величина этой области ...» Геродот.

Но, несмотря на лакуны в наших знаниях о Скифии, общее представление о сложившейся в этой области ситуации перед персидским нашествием мы имеем. Возвращение с Ближнего Востока в конце VII – начале VI в. до н.э. племен скифов, вскоре получивших к названию приставку «царские», изрядно осложнило внутриполитическую обстановку в Скифии (подробнее ЗДЕСЬ: Царские скифы). Сплоченные дальним походом и многочисленными боями, пришельцы не только заставили местные племена изрядно «подвинуться», но и претендовали на власть над всеми племенами сколотов. «… За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными ...» Геродот. Царским скифам удалось подчинить себе остальные племена к началу V в. до н. э., а до этого момента в северном Причерноморье шла жестокая борьба между племенными объединениями сколотов за право первенства.

 «Типовое» городище VIII - VII в. до н. э.
«Типовое» городище VIII - VII в. до н. э.

Еще во времена расцвета Чернолесской культуры (X—VII в. до н. э.) на границах степи с лесостепью возникают укрепленные городища, оседлые земледельцы, таким образом защищались от хищных кочевников. Это были небольшие остроги, расположенные на защищенных самой природой местах – высоких холмах с отвесными склонами или на береговых мысах с обрывистыми берегами. После возвращения царских скифов из Азии и начала их противостояния с прочими племенами, опасность для земледельцев многократно увеличивается, им приходится защищаться уже не от разрозненных шаек степных стервятников, а бороться с хорошо организованной и имеющий огромный военный опыт силой. Городища этого периода становятся более крупными по размерам и приобретают более мощные оборонительные сооружения. «… Возведение таких укреплений было возможно только совместными усилиями большого числа людей, из чего следует, что вместо мелких разрозненных групп у скифов-пахарей возникают крупные военно-территориальные объединения, ставшие необходимыми для отражения усилившейся опасности со стороны соседей-кочевников. … для чего требовались другие способы борьбы и соответственно иные формы общественной организации ...» М. И. Артамонов.

Наверное, высшей формой развития подобных укрепленных поселений, можно считать Бельское городище – огромную, площадью более 4 000 га, общей протяженностью стен около тридцати четырех километров, крепость VII – III в. до н.э., крупнейшее в Восточной Европе городище скифской эпохи. Некоторые историки считают, что строки Геродота «…Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окруженный деревянной стеной ...» написаны именно про это древнее поселение, хотя проводивший его раскопки Б.А. Шрамко придерживался противоположного мнения. Бельское городище возникло на рубеже VIII - VII в. до н. э. на перекрестке торговых путей и к VI в. до н. э. превратилось в крупный населенный пункт, торгово-ремесленный центр Лесостепной Скифии. Бельское городище, больше известное в древнем мире под именем города Гелона, постепенно стало центральным пунктом фортификационной системы городищ Левобережья.

Скифы, реконструкция
Скифы, реконструкция

Как уже упоминалось, конец VI в. до н. э. был для Скифии очень тревожным, набеги царских скифов были делом обыденным, причем после окончания похода персов в Северное Причерноморье они только усилились. Раскопки показали, что в это время прекращают свое существование многие неукрепленные поселения лесостепных земледельцев и несколько укрепленных городищ, такая судьба постигла, например, городища у сел Пожарная Балка и Мачуха. «… Больше всего страдали поселения, расположенные в южной части Лесостепи, на пути скифских набегов. Подтверждением приведенного факта являются результаты раскопок на бельском форпосте — Коломакском городище. Среди остатков жилищ и хозяйственных построек в верхней части культурного слоя обнаружены скелеты погибших во время нападения людей, лежавших в позах, в которых их застала смерть. Между костей одного из погибших найдены два бронзовых наконечника стрел. … Победоносная война против «царя царей» Дария подняла политический авторитет скифов, позволила им почувствовать свою силу и попытаться расширить владения не только за счет лесостепных племен, но и за счет своих бывших союзников в борьбе с персами. Именно последнее обстоятельство и вызвало продолжение скифских набегов. …» Б.А. Шрамко.

«Вместе со скифами в Северном Причерноморье появились отношения, сложившиеся на Древнем Востоке, где уже давно существовали классы и классовая эксплуатация, где подчинение означало не номинальное, а фактическое рабство и где скифы научились жить за счет других народов. Для усвоивших древневосточные представления о господстве и подчинении скифов-царских все покоренные скифы были рабами, хотя фактически они были далеки от рабского состояния и сохраняли свою экономическую и социальную самостоятельность» М. И. Артамонов.
«Вместе со скифами в Северном Причерноморье появились отношения, сложившиеся на Древнем Востоке, где уже давно существовали классы и классовая эксплуатация, где подчинение означало не номинальное, а фактическое рабство и где скифы научились жить за счет других народов. Для усвоивших древневосточные представления о господстве и подчинении скифов-царских все покоренные скифы были рабами, хотя фактически они были далеки от рабского состояния и сохраняли свою экономическую и социальную самостоятельность» М. И. Артамонов.

Вместе с царскими скифами в Скифию пришла новая эра, они стали предвестниками эпохи, в которой господствовали уже классовые отношения, а не патриархальный родоплеменной уклад и военная демократия. По большому счету, именно за или против этого, сражались между собою сколоты, пусть даже сами не понимая того. Отголоски этой «внутрискифской войны» явственно носит рассказ Геродота о военном совете «царей» скифских племенных союзов, после вторжения персов. В ответ на предложение царских скифов объединиться и всем вместе встретить врага, их посланники получают довольно таки издевательский ответ.

«… Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров дали скифам такой ответ: «Если бы вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей, и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в нашей стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих обидчиков» Геродот.

-12

Племена гелонов, будинов и савроматов, скорее всего, были либо союзниками скифов, либо их данниками еще до прихода Дария, поэтому с готовностью пошли на союз против персов. Отказавшие царским скифам в помощи агафирсы, невры, андрофаги, меланхлены и тавры видимо еще сохраняли свою независимость и были их противниками в «гражданской войне». Персы, сами того не предполагая, оказались вовлечены в "войну племен", скифы заманят их на земли некоторых из своих оппонентов. Прочих же непокорных будут донимать набегами после ухода войска Дария и в V в. до н. э. сопротивление упрямцев будет сломано, а царские скифы взойдут на вершину «пищевой цепочки» Скифии. «…в это время в степях появляются сравнительно богатые катакомбные погребения с вещами греческого происхождения. Только в этом веке скифы-царские, утвердившись в степях, распространяют свою власть на земледельческое население Среднего Приднепровья и, получив средства для развития торговли с греческими колониями, устанавливают прочные связи с ними … Ко времени Геродота скифы-царские в общении с греками заслонили собой все остальное население Скифии. Сношения с земледельцами велись не непосредственно, а через них. По-видимому, этим объясняется то, что Геродот, отметив, что скифы-пахари сеют хлеб на продажу, больше ничего о них не сообщает. Он ничего о них не знал …» М. И. Артамонов.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«Киммерийцы и скифы от появления на исторической сцене до конца IV века до н.э.» М. И. Артамонов

«История. Книга четвертая. Мельпомена» Геродот

«Геродотова Скифия» Б.А. Рыбаков

«Скифы» Б.Н. Граков

«Скифы» А.П. Смирнов

«Вельское городище скифской эпохи (город Гелон)» Б.А. Шрамко

-13

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Покорение Египта Дарием I

Мятежные аристократы

Дарий I. Расширение границ империи

Загадки скифского похода Дария

Вторжение в Европу

Поход Дария через Фракию в Скифию

Другие статьи из серии "Скифы":

Скифы

Скифы на тропе войны

Первое скифское царство

Царство Ишкуза - союзник Ассирии

Новые времена – новые союзники

Уничтожение Скифского царства Мидией

Царские скифы

-14