Компрессия - один из самых используемых, но наименее понятных эффектов в гитарной музыке. Мы подготовили небольшой гайд для гитаристов, который поможет понять, как и зачем пользоваться компрессором.
Как пользоваться гитарным компрессором?
Что ж, эффекты вроде фузза, овердрайва, тремоло имеют очевидное влияние на звук гитары – его попросту невозможно не заметить. Но компрессия хоть и важна, но может так незначительно подчеркивать гитарный сигнал, что вы попросту не сможете ее распознать в первые секунды прослушивания. Однако это не означает, что она не нужна, но более того – в некоторых стилях она абсолютно незаменима.
Сразу отметим, что электроника усилителя может придать компрессору определенный звуковой почерк – но при этом изменение тембра звучания гитары не является основной задачей данного эффекта. Вместо этого, главная задача компрессора – менять динамику сигнала, оставляя неизменным частотный баланс, количество гармоник и уровень искажения.
Объясняем, что такое компрессия
Говоря простыми словами, компрессор можно описать как регулятор громкости и динамики, который снижает их уровень в момент достижения заданных пороговых значений и перестает работать, когда сигнал снова падает ниже заданного порога.
Скорость, с которой работает компрессор, называется attack time, а скорость, с которой компрессия «сбрасывается», называется release time. Сила компрессии (compression strength) – это величина ослабления, применяемая к пикам сигнала.
Студийная и педальная компрессия
Компрессор в виде педали эффектов всегда используется до усилителя, однако студийная компрессия осуществляется уже после усиления или обработки плагинами. Помимо большей звуковой и тональной прозрачности и чистоты, студийные аппаратные компрессоры обычно имеют более широкий инструментарий настройки. Однако в обоих вариантах, чаще всего, вы сможете настроить время атаки и релиза, а также уровень компрессии.
Если вы работаете с DAW, то также можете использовать и цифровые варианты компрессии – как те, что идут в комплекте с DAW, так и плагины-эмуляторы различных реальных моделей компрессоров.
Однако далеко не все гитарные педали компрессии имеют множество регуляторов: многие старые (да и некоторые современные) модели могут похвастаться только одним регулятором, который иногда обозначается как “sustain”, и регулятором громкости для компенсации уровня падения громкости. В то же время некоторые педали показывают вполне сравнимое со студийным качество компрессии. Например, Origin Effects Cali76, основанная на классическом UREI 1176.
Теперь поговорим немного о том, как компрессия используется в различных музыкальных жанрах.
Сжатие в стиле кантри
Многие исполнители кантри обладают очень яркой и динамичной техникой игры, компрессия в таком случае необходима для того, чтобы сделать ноты достаточно однородными, и чтобы все гитарные проходки ощущались также мягко, как глоток виски. Компрессия в кантри зачастую не требует тончайшей настройки, но вам однозначно понадобится компрессор с прозрачным и чистым тоном.
Используйте среднюю степень компрессии, также мы рекомендуем среднее время атаки, чтобы динамика звукоизвлечения все же частично проявлялась. Среднее и медленное время релиза также могут подойти, также вам может понадобиться немного усилить выходной сигнал, чтобы восстановить уровень. Возможно, стоит немного раскачать свой усилитель. Компрессор в данном контексте обеспечивает многое из того, что вы хотели бы получить от овердрайва, но без добавления искажений.
Сустейн без искажений
Применяя жесткую компрессию c быстрой атакой, вы можете полностью избавиться от атаки во время звукоизвлечения. Вы даже можете опустить уровень ниже порога компрессии, что означает, что вам придется усилить выход компрессора. Трюк с сустейном достигается путем регулировки времени релиза так, чтобы выходной сигнал компрессора увеличивался примерно с той же скоростью, с которой затухает входной сигнал.
Классические примеры такого типа компрессии - Джефф "Скунс" Бакстер из Steely Dan и ранние записи Марка Нопфлера. В соло Дэвида Гилмора на альбоме Another Brick In The Wall (Part II) этот подход доведен до крайности - возможно, вам потребуется соединить два компрессора в цепь, чтобы получить подобный эффект.
Разбираемся в деталях
Студийная компрессия обычно используется более тонко, чтобы помочь гитарным партиям занять свое место в миксе и улучшить детали композиции. Мягко сужая динамический диапазон, компрессор может гарантировать, что громкие партии не будут выпрыгивать на слушателя, а более тихие будут в достаточной степени слышны. Этот вид компрессии также может помочь, если техника игрока оставляет желать лучшего, при этом ничего не мешает провести такой же трюк с педальным компрессором.
Мы рекомендуем среднее или медленное время атаки и релиза, с низким коэффициентом компрессии. Когда вы правильно настроите компрессор, вы заметите эффект только тогда, когда он будет выключен. Компрессия особенно полезна для гитар с синглами, которые обычно имеют более быстрый и динамичный отклик, чем более мощные хамбакеры. Также полезно, если компрессор имеет регулятор миксования звуковых каналов для балансировки сжатого и несжатого сигналов. Это иногда называют параллельной компрессией.
Оживить драйв
Игроки часто задаются вопросом, где в сигнальной цепи должна располагаться педаль компрессора. Абсолютных правил не существует, но для большинства случаев мы считаем, что лучше поставить ее поближе к началу цепи, а не в ее конец. Если вы используете педали овердрайва, фузза или бустеры для поднятия уровня при игре лид партий, имеет смысл разместить компрессор перед всеми ними.
В противном случае львиная доля усиления будет сведена на нет компрессором. Чтобы компенсировать это, вам придется усилить работу других педалей, и в итоге вы можете получить больше шума и искажений, чем вам хотелось бы. Если поставить компрессор перед овердрайвом, можно получить более сливочное и гладкое звучание, чем при использовании только педали овердрайва.
В качестве альтернативы, вы можете установить педали овердрайва поближе к чистому гитарному сигналу, а компрессор поставить в конец цепи, чтобы использовать его как бустер тона и увеличитель сустейна. Вы также можете добавить овердрайв на ламповом усилителе и использовать компрессор для снижения громкости усилителя. Компрессор обеспечивает некоторый спад, очищая сигнал усилителя. Когда компрессор выключается, усилитель перегружается и обеспечивает более чем достаточную компрессию сам по себе.
Фанаты фанка
Появление стиля фанковой гитары Нила Роджерса, Принса и Кори Вонга был бы невозможен без разумного примененной компрессии, добавляющей перкуссивности и удерживающей гитару на главных ролях в миксе.
Фанк-исполнители часто чередуют игру аккордами и игру одиночными нотами, но и в том, и в другом случае необходимо поддерживать довольно ровный и стабильный уровень громкости и динамики. Чтобы добиться этого, вам может понадобиться более высокий коэффициент компрессии, чем у кантри-гитариста, а также более быстрые атака и релиз. Компрессоры с регуляторами миксования звуковых каналов очень популярны для этого стиля.
Управляем металом
Метал-гитаристы часто нуждаются в компрессии по тем же причинам, что и фанкеры. Однако ситуация осложняется большим динамическим диапазоном, более широким разбросом частот и проблемными частотами, которые могут возникать как из-за особенностей оборудования, так и из-за популярных пониженных настроек.
Рычащие аккорды часто генерируют огромное количество басов, которые не заметны, когда игроки переходят на одиночные ноты или более высокие обращения аккордов. Поэтому универсальный подход к компрессии работает далеко не всегда.
По этой причине компрессию часто оставляют на этап микширования, и продюсеры могут выбрать многополосный подход, когда компрессор может реагировать на определенные частотные диапазоны. Это обеспечивает очень тонкий контроль бубнящих низких частот без негативного влияния на полезные низкие и верхние средние частоты. В этом контексте компрессия может быть использована для сохранения четкости и резкости басов без потери мощности микса в целом.