В нашем массовом сознании крепостной крестьянин представляет собой этакое жалкое, максимально бесправное существо, вынужденное круглосуточно трудиться на благо помещика и круглосуточно же от этого помещика терпеть унижения.
Доля правды в этом утверждении конечно есть. У крепостного хоть и были некоторые права, но на деле его жизнь всецело принадлежала барину, который распоряжался ей по своему усмотрению. И все же, в истории крепостной России были случаи, когда выходцам из самых низов крестьянства удавалось стать уважаемыми, богатыми и свободными людьми.
Предлагаю вашему вниманию истории нескольких таких везунчиков.
Граф Шереметьев и его крепостная любовь
Прасковья Ковалева, дочь простого крепостного кузнеца, с самого раннего возраста обнаружила недюжинный актерский талант и роскошные вокальные данные. Уже к семи годам девчушку приняли в народный театр графа Шереметьева, где она с удовольствием освоила премудрости нотной грамоты, стала неплохо играть на арфе и клавесине, выучила пару иностранных языков.
К 13 годам ее слава вышла за пределы местного театра. Влиятельный граф дал ей звучную фамилию Жемчугова, а на игру юного дарования приезжали посмотреть театралы из самых разных городов. В итоге граф Шереметьев не устоял, влюбился, а после и женился на очаровательном даровании, испросив перед этим разрешение у церкви.
К сожалению, семейное счастье продлилось недолго. Бывшая крепостная, ставшая молодой графиней, умерла всего через два года от чахотки. Безутешный граф остался с маленьким сыном на руках и в память о супруге до конца жизни активно занимался благотворительностью.
Савва Морозов
Все знают, что этот дядька был богатейшим купцом, меценатом и промышленником. Но далеко не всем известно, что начинал он обыкновенным крепостным, частной собственностью господина Рюмина, доверенного лица его императорского величества Александра II.
В молодые годы парню довелось поработать пастухом, извозчиком, ткачом. Трудолюбие было вознаграждено - Савве Морозову было дозволено заниматься собственным производством. Предприимчивый парень начал изготавливать ткани и продавать их на фабрики. К 30 годам сам основал небольшую фабрику на десяток станков и получал около 1000 рублей годового дохода (около пары миллионов по современному курсу).
Заработанный капитал помог выкупить из крепостничества и самого Морозова, и всех членов его семьи. С тех пор династия Морозовых неуклонно богатела.
На фото не сам основатель династии, а один из его успешных потомков, тоже Савва, кстати.
Художник-самородок Тропинин
К графу Моркову крепостной Тропинин, большой любитель порисовать, попал в качестве приложения к приданому. Граф приметил талант молодого парня и (вот такой он был молодец) направил его аж в Императорскую академию художеств.
В столице дела у художника пошли в гору. Он нарисовал несколько превосходных портретов для богатых аристократов и стал весьма заметной фигурой.
Графу такая популярность не слишком нравилась и он вернул свою собственность в имение, назначив пастухом. Но просвещенное общество было против и требовало свободы для крепостного самородка. Морков добрый десяток лет терпел эти нападки, а потом сдался. В 47 лет художник Тропинин получил долгожданную свободу. Еще через 5 лет, поднакопив деньжат, он выкупил и всю свою семью.
Торговая империя братьев Елисеевых
Основатели крупнейшего торгового дома тоже вышли из среды крепостных крестьян. Старший брат Петр в свое время гнул спину на графа Шереметьева. Гнул ее весьма старательно, работая садовником.
Однажды сумел здорово удивить графа и его гостей, в разгар зимы подав к столу свежую клубнику, выращенную по собственной методике. Растроганный граф посулил парню все, что тот ни пожелает, а Петр, не растерявшись, попросил подписать ему вольную. Чтобы не ударить в грязь лицом, слово пришлось сдержать.
В качестве бонуса помещик еще и дал денег на открытие собственной лавки. Это стало началом большого пути. Через несколько лет торговый дом "Братья Елисеевы" стоил баснословные 8 миллионов рублей, имел по нескольку крупных магазинов во всех больших городах, мог похвастаться собственным флотом. За неизменно высокое качество товаров получил высочайшее право ставить на этикетках государственный герб. 1917 год поставил жирный крест на процветающей династии. Не спасло даже крепостное происхождение основателей.
Талантливый актер Щепкин
Один из основоположников отечественной актерской школы тоже вышел из крепостных. В крепостном театре были сыграны его первые роли. Талант оценили и с дозволения помещика Волькенштейна Щепкин добрался до профессиональной сцены.
Актер быстро стал настоящей звездой, но все еще оставался собственностью своего помещика. Его супругой стала девушка из вольных, которую не остановил тот факт, что при замужестве с крепостным она автоматически тоже теряла свободу.
Помог один из влиятельных поклонников актера. Князь Репнин-Волконский выступил организатором благотворительного спектакля, все сборы от которого (с солидной прибавкой от самого князя) пошли на покупку вольной для любимого актера. Сделка обошлась примерно в 10 тысяч рублей.
Были и другие, но о них в следующий раз...
А здесь можно почитать об особенностях торговли крепостными: "Почем за штуку? Как на Руси торговали крепостными".
Понравилась статья? Смело ставьте лайк и подписывайтесь! Автору будет приятно!
Хотите узнать об интересных традициях других стран и народов? Пишите в комментариях!