Мало какая постановка фехтовальной сцены в кино, в театре или на спортивной арене артистического фехтования обходится без такого элемента как прыжок над оружием. Прием действительно зрелищный: враг с размаху бьет героя по ногам, намереваясь обе начисто отрубить, но тот высоко (в меру возможностей исполнителя) подпрыгивает, и смертоносный клинок, не причиняя вреда просвистывает прямо под подошвами.
Более того, этот прием входит в анналы отечественного сценического фехтования как обязательный элемент подготовки актера, поскольку он описан в хрестоматийной работе Ивана Эдмундовича Коха «Сценическое фехтование», с подробным разбором техники прыжка.
Однако, каждый, кто занимается любым видом не сценического фехтования, хорошо понимает, что в реальном состязательном бою, выполнить такой прием совершенно невозможно. Потому что по сравнению со скоростью атаки клинком, скорость прыжка представляется явно недостаточной. Причем, еще совсем недавно, лет 20 назад, сторонники перепрыгивания могли сослаться на то, что реальное историческое оружие, будучи тяжелее спортивного, предполагает другие скорости и рождает другие возможности. Но сегодня, с развитием состязательного фехтования на полновесных аналогах исторического оружия, такой аргумент оказывается также несостоятельным. Я лично не видел ни одного бойца НЕМА или ИСБ, который во время поединка смог бы перепрыгнуть меч. И сам я так, кстати, тоже не могу. Точнее, наверное, не мог… но об этом чуть позже.
При этом, возвращаясь к повсеместному использованию перепрыгивания в киношных боях, я должен признать, что и сам, будучи постановщиком боевых сцен, активно его использую в своих работах. В тех или иных формах, перепрыгивание можно увидеть в таких моих театральных и кинематографических работах как «Макбет», «Мазепа», «Пламя Парижа», «Ромео и Джульетта», «Сирано де Бержерак», «Мушкетеры Екатерины», «Ермак», «Пером и шпагой», «Александр. Невская битва» и многие другие. Причем, в последнем примере («Александр. Невская битва»), режиссер лично настоял, чтобы разбойник, напавших на одного из главных героев, совершил такой прыжок над оружием. Это при том, что разбойник не является профессиональным бойцом и, по замыслу режиссера, его дикость и необученность должна быть видна..
В общем, осознавая всю невозможность происходящего я, тем не менее, неоднократно находил различные хореографические решения, которые включали бы в себя перепрыгивания, поскольку это всегда было ярко, зрелищно, гармонировало с характером персонажа, перекликалось с атмосферой происходящего… Да мало ли творческих причин в искусстве.
И вот, в 2014 году, мы организовали большой обучающий семинар в Индии по Гатке – древнему индийскому фехтованию с использованием традиционных видов оружия, основным из которых и является, собственно гатка – то есть деревянный муляж индийской сабли талвар.
Нашим учителем был природный сикх Дип Синг, а обучение проходило в закрытом дворе сикхской школы. В первый же день нас познакомили с оружием и начали обучать ритуальным упражнениям и танцам. Свободные бои с оружием начались, кажется, уже на второй день тренировок. Но при этом, каждая тренировка начиналась с этих самых специальных танцев и ритуалов, в которых преобладали интересные, но довольно однообразные последовательности шагов, а также прыжки, которые постепенно стали вплетаться в канву всех передвижений обеспечивая нам легкость и гармонизацию мужского и женского начала, без которого в Гатке никуда.
И вот к чему весь этот рассказ. По прошествии нескольких дней, во время свободного поединка, я взял, да и неожиданно перепрыгнул удар гатки, направленный мне прямо в ноги. Причем перепрыгнул успешно, и с одновременной контратакой по голове! Это было настолько ловко и своевременно, что даже строгий инструктор Суп Дип, приставленный к нам мастером Дип Сингхом, сделал одобрительный жест.
В общем – сработало то, что мне представлялось совершенно нереальным. Оставалось только понять почему.
Анализируя произошедшее, я могу предположить, что мой прыжок сработал по трем причинам.
Во-первых, потому что тренировка бойца Гатки связана с постоянными ритуальными танцами, которые заменяют и разминку, и специальную подготовку. А многие движения этих танцев таковы, что они как бы заряжены на прыжок и, в любой момент, любой шаг может быть сделан именно в виде прыжка. Я сам видел, как наш мастер Дип Сингх, исполняя базовое упражнение для ног, постепенно, разогреваясь и воодушевляясь, заменял некоторые шаги на прыжки.
Во-вторых, я знал, что в Гатке прыгают над оружием. В интернете можно найти массу соответствующих иллюстраций. Можно сказать, что я был заранее настроен на это движение и заранее принимал его как часть подготовки.
И, наконец, в-третьих. Я тренировался в среде носителей этой боевой культуры. Я слушал их язык и их музыку. Я принимал их пищу и пил их чай масала с молоком. Я даже посмотрел классический индийский боевик. В общем, я жил среди тех, для кого прыжок над оружием – нормальное явление.
Тут будет уместно привести высказывание одного моего знакомого тренера по бодибилдингу, который, отвечая на вопрос слушателя своего семинара ответил: «Чтобы накачаться как финалисты «Мистер Олимпия», нужно соблюсти три условия. Во-первых, тренироваться в шапке; во-вторых, тренироваться под их музыку; а в-третьих – тренироваться с ними в одном зале.
По бодибилдингу я не специалист, но фактор среды считаю действительно, как минимум, важным. Или даже в ряде случаев, решающим. Возможно, именно поэтому, в закрытых структурах кланового типа (монастыри), рождались совершенно невероятные, нереальные, с точки зрения остального мира приемы. И эти приемы работали.
По крайней мере, работали внутри означенных сред. Например, в моем случае, я больше не смог повторить свой индийский прыжок ни в одном свободном поединке и ни в какой национальной школе: ни в Грузии, ни в Турции, ни в Словакии, ни в Германии, ни в Италии, ни во Франции…
Зато теперь, работая над постановками для театра или кино, я с чистой совестью включаю различные перепрыгивания в хореографию моих бойцов, понимая, что при определенных обстоятельствах это действительно возможно.
P. S. Фехтовально образованный читатель может заметить, что вообще-то, в нашем мире существует школа контактного единоборства с оружием, где перепрыгивание при ударе по ногам – совершенно нормальное явление. Это национальная французская школа фехтования тростью Le canne de combat. Однако, в данном примере, перепрыгивание оружия очень тесно связано с правилами фехтования, которые оказывают решающее значение на весь рисунок боя.
А это уже совсем другая история…