Найти тему

Как не попасть на удочку мошенника

На сегодняшний день, основное преступление, совершаемое в киберпространстве, считается – мошенничество.

В данной статье автор рассматривает одно из направлений мошенничества – телефонное мошенничество, а в особенности та ситуация, когда вам звонят якобы из банка.

Данный вид мошенничества направлен в первую очередь на изъятие денежных средств с вашего банковского счета, для дальнейшего их использования непосредственно мошенником. Как правило, жертвами мошенников становятся люди пенсионного возраста, которые склонны к большему доверию и отсутствию базовых правил финансовой грамотности.

Стоит обратить внимание на тот факт, что большинство звонящих в первую очередь пытаются вызвать доверие клиентов. 60% мошенников знают, как минимум, имя человека. Часть из них — 42% от общего количества — знают также фамилию и отчество. 17% мошенников знают данные карты или могут назвать банк, в котором обслуживается клиент. Все эти данные мошенники используют в беседе, и часто клиенты начинают верить в то, что общаются именно с сотрудником кредитной организации.

Персональную информацию о клиентах мошенники получают благодаря сливам баз данных банков или с помощью агрегаторов данных. Например, ФИО и номера телефонов могут быть у различных магазинов: они собирают информацию о своих покупателях для включения их в бонусные программы. Если мошенник получит доступ к этим данным, он будет знать имя и фамилию клиента, а также номер его телефона.

Мошенник может представиться не только представителем банка, но и сотрудников правоохранительных органов. Далее необходимо разобрать три основные фразы, которые употребляют в своей речи мошенники:

  • "Я из Следственного комитета (полиции, ФСБ), мы выявили мошенника, помогите его изобличить". Или: "К нам поступила информация из банка, что туда пришёл человек с доверенностью на ваше имя".
  • "Мы из техподдержки банка. Сейчас много случаев мошенничества, поэтому загрузите приложение для обеспечения сохранности ваших сбережений по ссылке".
  • "На вашем счете зафиксирована подозрительная активность (кто-то хочет вывести средства или взять кредит)".

Данные фразы как правило действуют на человека негативно, заставляя испугаться и потерять контроль над своими действиями, чем и пользуются мошенники.

-2

Для уменьшения случаев мошенничества по средствам телефонных переговоров, автором были разработаны советы, которые помогут не стать жертвой мошенников:

  • Нельзя давать волю своим эмоциям, и проявить хладнокровность к словам человека, который находится по ту сторону телефонной линии.
  • Если вам звонят от имени какой-либо структуры (ЦБ, МВД и т.д.), наберите номер горячей линии той структуры, откуда вам звонили и уточните информацию.
  • Если вам предлагают деньги от имени какого-либо ведомства, позвоните туда и уточните информацию.
  • Если вам сообщили о блокировке банковской карты, свяжитесь с банком, выпустившим вашу карту, и уточните эту информацию. Телефон контактного центра находится с обратной стороны карты. Вы также можете найти его на официальном сайте банка. Список адресов официальных сайтов банков можно посмотреть на сайте Банка России. Прежде чем принять какое-либо решение, связанное с крупными для вас денежными расходами, посоветуйтесь с близкими, а еще лучше — со специалистами.

Также стоит обратить внимание на то, что мошенник по голосу может определить боитесь ли вы, поэтому стоит воспользоваться советом, указанным выше (хладнокровие и уверенность), и тогда, мошенник может бросить трубку.

-3

А больше информации о финансовой грамотности, вы можете найти в моем telegram канале.

##финансы ##финансовая грамотность ##экономика