Найти тему

Завод Химмаш в Дзержинске. Завод, которого уже нет

Нам посчастливилось работать на этом заводе. В прямом смысле - посчастливилось.

В Дзержинске этот завод был не самым большим. На тот период, когда мы там работали, на заводе трудились 9000 человек.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Немного из истории создания завода.

Заводом, как таковым, предприятие стало в 1960 году. Хотя возникло предприятие не на пустом месте.

До этого, в 1935 году были основаны механические мастерские, которые спустя 10 лет, в 1945 году, переименовали в Игумновский завод металлоконструкций.

 В военные годы рабочие мастерских много сделали для Победы. В мастерских изготавливались противотанковые «ежи», фермы для железнодорожных мостов, газгодьдеры.

Начиная с 1956 года на заводе началось производство крупногабаритного оборудования, подъёмных кранов.

К 1960 году Химмаш стал одним из крупнейших в стране предприятий химического и нефтяного машиностроения, а затем на заводе было освоено производство ёмкостей для пищевой, медицинской и других отраслей народного хозяйства.

Супруг мой трудоустроился на Химмаш в 1986 году. Он родом с Кубани, но переехал в Дзержинск, поскольку мы решили создать семью. Я ещё доучивалась в среднем специальном учебном заведении, поэтому о переезде на его родину речи не шло.

На завод его приняли такелажником. Потом, прямо без отрыва от производства, он получил на заводе ещё несколько профессий.

-2
-3

На завод он устраивался два раза. После окончания моего учебного заведения мы переехали на его родину, на Кубань, но Дзержинск нам показался более удобным для жизни и мы вернулись.

Я после окончания учебного заведения трудоустроилась в жилищно-коммунальный отдел завода, который располагался в городе.

Теперь о заводе, а точнее о той заботе, которую проявляло предприятие по отношению к своим работникам.

На территории завода была медсанчасть (куда же без неё?), там работала моя подруга медстатистом.

На заводе было три (!) столовых. Готовили вполне съедобно, изжоги не было. Причём, для тех рабочих, кто покупали путёвку в профилакторий, питание было усиленным. Рабочие числились в профилактории, но в силу удалённости завода от лечебного учреждения могли завтракать и обедать в заводской столовой. А вот на ужин, на процедуры, они после смены ехали в профилакторий, который назывался "Русь".

Завод строил для своих рабочих жильё, химмашевских домов в городе было много. Больше только у Капролактама, Оргстекло, Корунда.

Мы и сейчас живём в доме, построенном Химмашем.

-4

Хотя квартиру от завода нам давали в другом доме - новостройке, мы поменяли район на район.

Многие рабочие завода перед получением отдельных квартир жили в общежитиях. Общежития раньше не были "чудильниками", в них жили представители рабочего класса. В общежитиях были заведующие и даже воспитатели. В каждом общежитии были детская игровая комната, "красный уголок", где проводились общественно-политические мероприятия.

У Химмаша общежитий было три.

Для детей работников предприятия строили детские сады. Не помню точно, сколько было детских садов у Химмаша, но три было точно (возможно и больше).

Был у завода один особенный цех - пятый. Он располагался в посёлке Пыра, достаточно далеко от самого завода. В пятом цехе делали кастрюли, судочки для холодца. Ну, не то, чтобы делали, штамповали посуду на Химмаше, а в пятом цехе покрывали эмалью, наносили рисунки.

На Пыре также был заводской жилфонд, было и свое ЖКО, начальник, бухгалтер, мастера, слесаря...

На заводе издавалась газета "Химмашевец", где публиковались заводские новости, отмечались заслуги передовиков производства...

А если была газета, значит была и своя типография.

В главном административном здании было собственное конструкторское бюро. Там разрабатывались чертежи производимого оборудования.

Рассказывали, что работники завода, кто учился в нашем политехе, брали разработки и чертежи для защиты дипломов и защищали успешно.

Ещё немного о самом заводе. Спрашивала у супруга, поскольку он, будучи на заводе водителем электрокара, знал всю территорию, расположения всех цехов.

Так, кроме основных производственных цехов, на заводе были: отдел капитального строительства, автоцех, железнодорожный цех, и даже был речной порт, произведенное оборудование отправляли не только авто и железнодорожных транспортом, но и по реке.

И вот теперь этого ничего нет...

Говорят, осталось только административное здание и три проходных.

Девять тысяч рабочих мест! Девять тысяч человек могли бы работать!

Но нет! Обанкротили, сравняли. Как будто и не было славного завода, производившего столько нужной для страны продукции.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Как будто и не было ремонтных мастерских, производивших продукцию для фронтов Великой Отечественной!

Но ведь это было! Это нужно знать, нужно помнить... Это история нашей славной Родины.

В интернет изданиях много есть публикаций на эту тему: завод сносят, завод сравняли, конец эпохи, закат дзержинского завода...

Но после заката всегда бывает рассвет!

И так хочется надеяться на возрождение страны, на возрождение промышленности, на начало новой эпохи, где снова главным будет народ, рабочий народ!

И в заключение замечательные слова М. И. Калинина, всесоюзного старосты

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

И ещё видео о состоянии другого завода, работавшего в нашем городе. Ездим там часто, сняли сюжет. Всё печально.

Видео с другого нашего канала - "Курочки и кролики".