Вопросы и ответы
Вопрос 1. Что такое философия?
Ответ
Сапиенс в своей жизни занимается разными делами. Например, сапиенс совершенствует способы добывания морковок. Морковки нужны ему для того, чтобы жить и не умереть преждевременно. Морковки приятны и полезны.
Сапиенс занимается упорядочиванием собственного социума. Он организует других сапиенсов в группы с внутренней иерархией и разделением труда для того, чтобы совместно достигать, например, производства автомобилей. Автомобиль Тойота полезен и приятен в использовании.
Сапиенс самоорганизуется в большие популяции, например в государства. Государства полезны, поскольку фиксируют за такой группой территорию, ресурсы для жизни и ресурсы для защиты своей территории от других групп сапиенсов. Жить в сильном и хорошо устроенном государстве приятно и полезно.
Сапиенс изучает природу, частью которой он является. Такое изучение приводит к полезным следствиям: электроэнергия, медицина, удобрения, высокая скорость обмена информацией - интернет...
Сапиенс часто и охотно устраивает взаимное истребление путем войн. Результатом такого процесса является передел между группами сапиенсов территории, выбраковка более слабой части популяции в пользу более сильной. С точки зрения эволюции это процесс полезный, поскольку напрягает интеллектуальные и физические возможности сапиенсов и тем их совершенствует. Эволюция не знает иных механизмов стимулирования живых существ к развитию кроме создания им трудностей в виде природных катаклизмов или создания взаимного напряжения. Для преобразования структуры социума с целью перераспределения доступа к морковкам сапиенс устраивает революции.
Всё чего достигает в своих делах сапиенс, он достигает методом проб и ошибок. Неудачные решения отбраковываются, удачные (внимание!) используются массово и делают жизнь легче и стабильнее.
Однако мозг сапиенса таков, что любому полезному занятию он противопоставляет его имитацию. Имитация хороша тем, что позитивные эмоции в мозгу сапиенса вырабатываются наименее затратным образом, сапиенс элементарно экономит энергию.
У каждого полезного занятия сапиенса есть его имитация - игра. Имитация жизни вечной, бесконечной и беспроблемной - религии. Имитация войны - спорт. Имитация природы - живопись и музыка. Имитация чужой жизни - театр и игрушки в компьютере. Имитация науки (интеллектуальной деятельности) - философия, брех пустой и бессмысленный. Имитация радости - алкоголь (если ещё получится сымитировать, а то как бы не случилось наоборот). К сожалению морковки имитировать не удаётся, эти только вовнутрь.
Имитация характерна тем, что внешняя форма дела соблюдается, а общественно полезного результата не обнаруживается.
Философия имеет все внешние признаки интеллектуальной деятельности. Например, рассуждения философов могут быть столь запутаны, что понять их неподготовленному сапиенсу нет никакой возможности. Сапиенс, столкнувшись с непонятным, приходит в изумление.
Рассуждения науки приводят к практическому результату. Именно для этого социум охотно содержит людей науки и высоко их ценит. Философия никогда и нигде не произвела никакого полезного социуму результата. Люди не используют размышлизмы философов в своей жизни. И никогда не использовали. Государства, отношения в социумах, производство вещей, деньги (механизм обмена) - все это появилось практическим методом проб и ошибок.
Интеллект и его четыре инструмента логики были выработаны эволюцией для наиболее эффективного достижения целей всего живого: пищи, размножения, доминантности, безопасности, новизны, экономии энергии сначала для себя, потом для своего социума. Если интеллектуальная деятельность не достигает указанных полезных целей, она есть имитация таковой.
Философия есть интеллектуальный мусор эволюции. Образцовым примером такого мусора является "Наука логики" Гегеля. Не менее образцовым примером интеллектуального мусора является "Критика чистого разума" Канта.
Вопрос 2. Как возникла философия?
Ответ
В Европе философия началась около 7 века до нашей эры и закончилась через приблизительно 300 лет.
Первым был то ли Фалес то ли Пифагор. Последним пожалуй был Аристотель. Пифагор оставил после себя знаменитую геометрическую теорему: "Пифагоровы штаны на все стороны равны". Есть подозрение, что он привез её из Египта.
И "Золотые стихи".
"… закон непреложный тесно связует возможность с необходимостью вместе"
"Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою."
"Природа мира сего однородна и в Вечном мертвого нет вещества. Это познав, ты надеждой тщетной себя не обманешь, -
Все тебе будет открыто."
Эти чеканные формулировки достойны запоминания с 4-летнего возраста и дальнейшего существования до самой смерти их носителей. Прекрасные и точные обобщения жизненного опыта Пифагором есть образцовый пример работы интеллекта. Пифагор был истинным любителем мудрости.
Такие обобщения практичны и используются многими людьми в повседневной жизни независимо от того выработали они их самостоятельно (а каждый человек теоретически может сам выработать подобные суждения) или они прочли их у Пифагора. Такого рода обобщения накопленного жизненного опыта во времена Древней Греции и назывались философией (любовью к мудрости). Сегодня они являются просто суждениями умного опытного человека, но философией уже не являются. Философичность такого рода высказываний осталась далеко в прошлом, когда такого рода высказывания делались впервые.
Философия началась в тот момент, когда у отдельных людей появилось время свободное от необходимости заниматься поиском ресурсов для собственного выживания. Интеллектуальная деятельность начинается тогда, когда заканчивается физическая. Некоторые из таких свободных людей стали специализировать себя на размышлениях над накопленным человечеством опытом с целью извлечь из опыта полезные закономерности.
Искусственных приборов, способных непрерывно обнаруживать и добавлять новые факты для размышлений, еще не существовало. Ввиду этого процесс обработки ограниченного числа фактов, накопленных человечеством с помощью зрения, слуха и проч. не занял много времени. Он продлился около 300 лет. Далее обрабатывать стало нечего. После чего философия в ее исконном варианте закончилась навсегда.
Но не закончились сапиенсы, которым процесс размышлений как таковой понравился. Они продолжили его, но уже не ради полезного результата, а в виде его имитации - ради самого процесса рассуждений.
Философия родилась вторично приблизительно в 17 веке, но уже в новом качестве пародии на прежнюю философию. Рассуждения ради поиска закономерностей и пользы выродились в бесполезную имитацию процесса рассуждений с применением искусственных запутанных и бессмысленных терминов. И в бесконечное цитирование друг друга с одновременным отрицанием друг друга!
Вопрос 3. Является ли философия матерью наук?
Ответ
Философия никогда не была матерью наук. Науки появились как неизбежное следствие присущего интеллекту людей непреодолимого желания искать закономерности во всем и одновременно как следствие специализации людей при решении актуальных жизненных задач: борьба с болезнями и болью рождает медицину, путешествия в неведомую даль - географию и навигацию (надо еще понять как найти свой дом и вернуться обратно), стремление не перегрызть друг друга за доминантность рождает социологию, стремление наладить отношения между полисами и варварами рождает политику, стремление к дармовым морковкам рождает торговлю... И так во всем без всяких исключений.
Эволюция подарила человеку любопытство и интеллект с вполне определенными целями. И человек, движимый непреодолимым любопытством, эти цели достигает шаг за шагом.
Корни всех наук и вообще любых занятий сапиенса находятся именно в его эволюционной природе. Философы же есть профессиональные имитаторы интеллектуальной деятельности... В отличие от наук, философы не производят никакого полезного результата, который бы далее использовался людьми. Даже сегодня в 21 веке люди не знают ни зачем они живут, ни того как жить дальше, ни того как избавиться от ненависти друг к другу и желания уничтожать друг друга физически или ментально... Обо всем этом они знают ровно столько же, сколько знали 3000 лет назад - ничего.
Наука от философии отличается ровно тем же чем процесс размножения отличается от его имитации. В случае с философией удовольствие получает только тот, кто имитирует.
Вопрос 4. Полезно ли изучать философию?
Ответ
Не существует философии как предмета для изучения. Философия не имеет своего субстрата специфических знаний или фактов. Философия имеет только артефакты - различные статьи и книги с высказываниями философов.
Ergo: изучать можно не философию, а историю высказываний "философов". Таким образом правильная формулировка вопроса звучит так:
Какую пользу несет изучение высказываний "философов"?
Сначала полезно точно определить кто такие "философы". "Философы" это сапиенсы со специфическим устройством мозга, которые сделали процесс высказывания о чем-либо своей профессией и средством заработка или средством достижения доминантности.
Бизнес на высказываниях обо всем подряд возник в древней Греции. Людей, открывших этот бизнес, назвали словом "философ" именно затем, чтобы отделить их от всех других людей, получающих доходы от иной профессиональной деятельности. Остальные люди точно также высказываются и размышляют обо всем подряд, но бесплатно и не претендуя на особую доминантность.
Теперь о высказываниях. По своему содержанию высказывания "философов" ничем не выделяется среди высказываний любых других сапиенсов, уставших от дел и желающих развлечься высказываниями. Кому-то из них удается сказать нечто интересное, а большинство выдает из себя запутанный специфическим сленгом заурядный треп.
Есть отдельные личности среди "философов", которые слишком высоко возносят себя над другими людьми вследствие раздутой доминантности. Такие экземпляры, вроде типичных представителей Гегеля или Канта, начинают терять границы и гонят в пространство совсем уже полную ерунду, впав в невменяемость от собственного красноречия.
У "философов" есть поклонники и болельщики. Это те сапиенсы, которые сами сочетать слова не умеют, но получают пассивное удовольствие от чтения. И вот именно эти болельщики от философии непрерывно воспроизводят словами в СМИ свои эмоции восторга от доминантности своих кумиров. В том числе и задают вопросы... Они же идут на кафедры философии (кафедры изучения трепа "философов") и получают зарплату за пассивное цитирование своих кумиров.
Резюме
Человеку приличествует знать как можно больше. Знания - основа интеллекта. Следует знать не только о полезных предметах и явлениях, полезно знать и об отходах жизнедеятельности в том числе и от интеллектуальных отходах. Умение отделить мусор и отходы очищает быт. Умение отделить интеллектуальный мусор очищает сознание и разум.
Высказывания "философов" практически все без исключения есть интеллектуальный мусор эволюции. Знакомиться с ним полезно в первую очередь для того, чтобы мгновенно узнавать этот мусор вокруг себя и вычищать его из своего сознания.
До встречи
Связанные работы