Найти в Дзене
pro-goszakaz.ru

Последние тенденции контроля: что выявляет контрольный орган при проверке цены в контрактах заказчика

Оглавление

В статье эксперт журнала «Госзакупки.ру» рассказал, какие подходы используют контролеры, чтобы выявить нарушения в обосновании цены контракта. Метод работы у каждого контрольного органа свой. И часто у вас могут потребовать документы, которые, как вам казалось, вы предоставлять не обязаны.

Когда контролер приходит к заказчику с проверкой, он тщательно изучает, как сформирована цена контракта, какой метод вы использовали и как составили документы. Напрашивается вопрос: как правильно обосновать цену контракта без ошибок, чтобы контролер не выявил нарушений. Несмотря на большое количество методических материалов и статей по этой теме, для заказчиков такой вопрос остается открытым. Довольно часто контролеры обнаруживают типичные ошибки со стороны заказчика, о которых он даже и не предполагал. Рассмотрим последние подходы в работе контрольных органов при проверке заказчиков, на которые стоит обратить внимание.

Подход 1. Сведения в основном документе обоснования цены должны быть полные

Любая проверка начинается с того, что контролер изучает документы. Первым делом он проверит, соответствует ли основной документ обоснования цены требованиям Методических рекомендаций (приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567).

Пример. Разбираем акт внутреннего финансового контроля отдела финансов администрации МО «Город Пикалево» от 22.07.2020.

Так, при проверке МКУ «Центр административно-хозяйственного обеспечения» города Пикалево орган финконтроля выявил, что заказчик допустил нарушения при обосновании НМЦК. Заказчик в обосновании цены указал наименования поставщиков, представивших коммерческие предложения, а полученную ценовую информацию не зарегистрировал в установленном порядке в делопроизводстве учреждения. В коммерческих предложениях поставщиков также отсутствовали даты — обязательный реквизит документа, позволяющего отождествить его с запросом заказчика.

Что нарушил заказчик: пункты 2.1 и 3.12 Методических рекомендаций приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.

Документ об обосновании цены должен содержать информацию об объекте закупки, о методе определения цены и обоснование, почему его выбрали, о дате формирования цены и подготовки самого документа, расчет цены, а также реквизиты документов, на основании которых производился расчет. Помните, что при использовании, например, коммерческих предложений, наименования поставщиков, представивших соответствующую информацию, не указываются. Вместо этого нужно прописать поставщик № 1, поставщик № 2, поставщик № 3 и далее.

Подход 2. Товар в обосновании должен соответствовать объекту закупки

На следующем этапе контрольный орган проверит, являются ли товары, которые вы взяли для обоснования цены, идентичными объекту закупки. Чаще всего такие ошибки возникают при использовании метода сопоставимых рыночных цен.

Пример. Разбираем акт по результатам проведения внеплановой проверки Управления материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 17.01.2019 № 1.

При проверке казенного учреждения здравоохранения контролеры выявили следующее. При обосновании НМЦК на поставку медицинского оборудования заказчик не указал основные характеристики объекта закупки, когда направлял запрос о предоставлении ценовой информации потенциальным участникам закупки. На этом основании выявить, корректно ли представили сведения об объекте закупки участники в своих коммерческих предложениях, не представляется возможным. Товар, указанный в таких предложениях, может быть не идентичен объекту закупки. НМЦК необоснованна.

Что нарушил заказчик: пункты 3.10.1 и 3.4 Методических рекомендаций приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.

При анализе цен необходимо убедиться, что для анализа вы выбрали товар, который соответствует объекту закупки. Для этого нужно сопоставить их характеристики, они должны быть одинаковыми. Можно не учитывать характеристики, которые не являются функциональными, например, различия во внешнем виде. Если объектом закупки выступают работы или услуги, стоит проверить идентичность вида и объема работ, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик. В противном случае контролер признает, что обоснование цены отсутствует.

Подход 3. Оформлять и хранить документы НМЦК надо корректно

Контролер может засомневаться в правильности обоснования цены заказчика, для этого ему потребуется изучить все материалы, имеющиеся у заказчика. А значит, заказчик обязан хранить все документы, которые относятся к обоснованию НМЦК. Это документы, которые содержат ценовую информацию, если использовали ее при обоснования цены: скриншоты из интернета, контракты, коммерческие предложения от поставщиков, сведения из реестра контрактов ЕИС, общедоступная информация. В среднем срок хранения подобных документов составляет от трех до пяти лет.

Пример. Разбираем акт проверки Межрегионального КРУ Федерального казначейства от 15.07.2021 № 15.

Учреждением при расчете НМЦК в составе аукционной документации на поставку установки ионного распыления неправомерно использованы коммерческие предложения от потенциальных поставщиков с истекшим сроком действия. В другом аукционе на поставку мультимедийных программно-аппаратных комплексов тот же заказчик неправомерно использовал коммерческое предложение организации, исключенной из Единого государственного реестра юридических лиц на момент отправки своего предложения. Контролер пришел к выводу, что цена в закупках необоснованна.

Что нарушил заказчик: часть 1 статьи 18, части 2, 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Комплект документов по НМЦК должен содержать дату формирования цены, информацию о товаре, которая подтвердит их схожесть с объектом закупки, а также источник, откуда она предоставлена. Кроме того, наименование сайта, поставщика, реквизиты контракта и пр. Если вы использовали информацию с сайтов, то обязательно сделайте скриншот и распечатайте его. Коммерческие предложения, полученные по запросам, следует регистрировать в системе делопроизводства заказчика.

Подход 4. Выбирать метод обоснования цены надо с учетом приоритетного

Когда заказчик выбирает метод обосновании цены, он должен отдавать приоритет методу сопоставимых рыночных цен — анализу рынка. Если в выборе есть сомнения, можно применить иной метод, например, совместить два. Принципы и правила иного метода законом не установлены. Есть только одно обязательное условие, что заказчик должен указать невозможность использования других методов и подтвердить свой выбор. Также контролеры могут проверить и наказать, если заказчик предпочел другой метод приоритетному — анализу рынка.

Пример. Разбираем акт проверки Межрегионального КРУ Федерального казначейства от 17.06.2021 № 4.

Заказчик неверно выбрал метод определения и обоснования НМЦК закупки на выполнение работ по модернизации системы электроснабжения. У него была возможность применить приоритетный метод — метод сопоставимых рыночных цен, но при подготовке закупки он выбрал проектно-сметный метод. Контролеры в данном случае выявили, что заказчик был не прав.

Что нарушил заказчик: пункт 1 части 3 статьи 18, часть 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

На перечисленных примерах можно увидеть, что заказчику недостаточно просто уметь математически верно рассчитать цену. Необходимо знать актуальные подходы контролеров, чтобы обоснование цены было правильным. Теперь вы сможете скорректировать свою работу и в дальнейшем избежать подобных нарушений.